Нейтралитета не только вне военно-политических союзов, вне блоков и альянсов, но и вне Организации Объединенных Наций... Однако в воскресенье граждане альпийской республики, правда, с небольшим перевесом голосов, высказались на референдуме за вступление в ООН.
Пару лет назад после того, как на флагштоке перед зданием ООН в Нью-Йорке был поднят стяг островного тихоокеанского государства Тувалу, Швейцария осталась в гордом одиночестве, если не считать города-государства Ватикан. Хотя она давно уже не могла писать в анкетах "не была, не состояла, не участвовала", поскольку в Женеве находится европейская штаб-квартира ООН и восьми ее специализированных агентств, а из казны Швейцарии ежегодно выделяется около 200 миллионов долларов на проведение гуманитарных акций.
Сопротивление напору глобализации, заставляющей всех играть в одной команде и по одним правилам, было значительным. Когда в 1986 году прошел референдум о целесообразности влиться в ряды ООН, ни один из 26 кантонов Швейцарии не одобрил этого смелого шага, а 75 процентов избирателей решительно проголосовали "против" (на этот раз "за" высказались 55 процентов). Тогда, в середине 80-х, мотивы неприятия ООН были продиктованы опасениями оказаться втянутыми в конфронтацию между Западом и Востоком. Мешала и инерция восприятия окружающего мира, питающаяся памятью поколения, "отсидевшегося" во времена войны с нацизмом за частоколом глухого нейтралитета. Как выражается швейцарский журналист Юрг Биссенжер, "нейтралитет был - и до сих пор остается - религиозной догмой, которая означает, что мы отличаемся от всего остального мира".
Но нынче местные прагматики выбирают новые слова для старого гимна, утверждая, как это делает посол Швейцарии в ООН Франсуа Нордманн, что "нейтралитет прекрасно сочетается с членством в ООН". По его мнению, клубная карточка в ООН будет способствовать более благоприятному "дипломатическому имиджу" альпийской республики.