Ситуация напоминает начало 90-х, когда процветала торговля бэушными деталями. По оценке экспертов, в сегменте запчастей и моторного масла доля контрафакта сейчас — 30-40%. Рискует всякий автомобилист, решивший сэкономить и отказаться от услуг дорогостоящего фирменного сервиса. Да и найти такой после ухода западных автопроизводителей даже в столице все сложнее.
По данным Национального автомобильного союза, за последние пару лет каждый второй автолюбитель сталкивался с контрафактом. Лично я пополнил эти ряды, когда купил канистру хорошо мне известного синтетического масла в одном из крупнейших интернет-магазинов. Почти сразу после ТО в работе двигателя появился посторонний шум, который только нарастал. Пришлось ехать обратно в сервис. Снятие головки блока цилиндров явило грустную картину: вместо масла в двигателе оказалась темная субстанция, похожая на мазут. По словам мастера, я легко отделался: промывкой двигателя и двумя заменами масла в течение 5000 км.
Подделывают все расходники — от свечей и фильтров до тормозных дисков, глушителей и аккумуляторов. Распознать «левую» деталь неспециалисту почти невозможно: качество упаковочных материалов и сопровождающей полиграфии, как правило, не вызывает подозрений. А вот со всем остальным без специального оборудования не разобраться.
Острее всего проблема стоит с моторными и трансмиссионными маслами. Как считает член правления Союза автосервисов Илья Плисов, параллельный импорт в этом сегменте ничего хорошего не принес: «Серьезных объемов нет, мелкие поставки удовлетворить спрос не в состоянии. Компании, покинувшие российский рынок, прекратили всякую деятельность, связанную с борьбой с контрафактом. Результат такого самоустранения налицо».
Особенно велика доля подделок на рынке моторных и трансмиссионных масел. Самое безобидное — это когда под этикеткой премиального бренда окажется более дешевое масло. Второй вариант: в те же самые канистры заливают отфильтрованное и осветленное отработанное масло, которое ушлые дельцы бочками скупают в автосервисах. На вид и на запах жидкость мало чем отличается от фирменного товара, вот только пользы двигателю уже не принесет, поскольку утратила свои свойства.
Еще хуже, если покупателю всучат «веретенку», то есть дешевое машинное масло. Жидкость, справляющаяся со своими обязанностями в станках и промышленных агрегатах, в двигателе внутреннего сгорания бесполезна. Через 3-4 тысячи километров двигатель застучит, потребуется капитальный ремонт.
Кому в этой ситуации предъявлять претензии? Разве что себе самому? Крупные интернет-магазины по документам являются агрегаторами заказов и подлинность товаров не проверяют. А непосредственными продавцами масел и автозапчастей на этих площадках выступают разного рода ИП «Ромашка» и ООО «Елочка», часто существующие ради одной сделки.
С контрафактными запчастями не лучше. Отказ тормозов на трассе или внезапная потеря управляемости из-за проблем в коробке угрожает жизни водителя и пассажиров, но хорошего совета дать, увы, не получится. Стоимость оригинальных запчастей перешла все грани разумного, а покупка аналога — как русская рулетка: может, повезет, а может, и нет. Остается автомобилистам заказывать оригинальные запчасти в крупных сервисах и там же их и устанавливать. Стоит это удовольствие теперь до неприличия дорого, но сервис хотя бы дает гарантию на работы и на саму установленную деталь. Роскошь, без которой, похоже, не обойтись.