Решительно озвученная Трампом задумка о проведении саммита государств G-7 в США в июне в разгар пандемии быстро наткнулась на препятствия неодолимой силы, официально объясняемые среди союзников как «опасение отдельных участников заразиться коронавирусом при личном участии в работе форума». У всех гостей были сомнения, но большинство не стали прибегать к прямому отказу, а... Например, президент Франции Макрон согласился поехать, если свое участие подтвердят все приглашенные. Хитро.
Открытое сопротивление инициативе Трампа оказала тихая, но упорная Ангела Меркель. «Учитывая общую ситуацию с пандемией, федеральный канцлер не может согласиться на свое личное участие в поездке в Вашингтон», — заявил пресс-секретарь правительства Германии Штеффен Сейбер изданию Politicо. В телефонном разговоре двух лидеров на неделе между ними возникли серьезные разночтения по ключевым пунктам повестки G-7: по европейскому вкладу в НАТО, санкциям против газопровода «Северный поток — 2» и курсу на сдерживание КНР. С этого момента судьба саммита была решена, глава Белого дома его тут же перенес на сентябрь. Обыграть на людях мнимый триумф в борьбе пандемией у Трампа не получилось.
Категорический отказ фрау канцлера от приглашения на G-7 в Вашингтоне в июне, безотносительно к выбранному предлогу, стал зримым проявлением накопившегося у Меркель недовольства поведением лидера трансатлантического сообщества. В последнее время отношения импульсивного Дональда и расчетливой Ангелы становятся все прохладнее, хотя и не дошли пока до точки замерзания. Если Трамп переизберется и сохранит практику жесткого наезда на союзников при полном игнорировании их интересов, то дрейф Германии и всего ЕС в сторону политической автономии станет явным.
Хотя «семерку» отложили, круги от вброшенной президентом США идеи пересмотра всего спектра международных отношений все еще расходятся и перепеваются в западных СМИ. Яблоком раздора стала, конечно же, Россия, точнее, обозначенное Трампом намерение как хозяина мероприятия пригласить на него Владимира Путина. Президент США заявлял еще в августе 2019 года, что хочет вернуться к формату G8 с участием РФ. Но пока что он решился, переговорив с Путиным, позвать РФ наряду с Индией, Южной Кореей и Австралией в качестве наблюдателей. То есть, как посторонних гостей без полноценного права голоса в дискуссии.
Премьер-министр Канады Джастин Трюдо с ходу возразил: он-де не поддерживает возвращение России в G7 из-за «продолжающегося с ее стороны неуважения и нарушения международных правил». Если Япония, Италия, Германия и Франция выступают за диалог с Россией, то среди других евродемократий перспектива нормализации отношений с Москвой вызывает злобное шипение.
«США, которые председательствуют в G7, имеют право пригласить на него Россию в качестве наблюдателя, - сквозь зубы признал верховный представитель ЕС по внешней политике Жозеп Боррель. - Но они не могут решать вопрос об участии и правах РФ в этом неформальном объединении».
А зачем, собственно, Дональду Трампу сейчас вдруг допускать Владимира Путина в «клуб избранных»? Ну во-первых, чтобы отвлечь кипящее медийное пространство от фиаско США в обуздании коронавируса. А тут еще гражданский конфликт на расовой почве огненным колесом катится по городам США, и неизвестно еще, насколько губительными могут быть последствия для Трампа на предстоящих президентских выборах. Вот он и решил щелкнуть тумблером, переключить внимание многочисленных оппонентов.
Хотя было бы ошибкой думать, что идея о созыве очного заседания саммита в Белом доме – тактическая импровизация президента. Судя по многим признакам, Трамп и республиканцы стремятся обострить соперничество с Китаем. Активная поддержка протестного движения в Гонконге, многомиллиардная война пошлин, поставки вооружений для «обороны» Тайваня, наконец, технологическая и финансовая блокада Пекина – вот что хочет застолбить Трамп на G7. В Белом Доме, не особо стесняясь,заявили, что саммит расширенной группы стран позволит обсудить «будущее Китая». Представьте, без самого Китая!
А что в этих играх с противостояним экономических супергигантов делать России с одноразовым приглашением на «семерку»? С готовностью откликнуться, раз уж зовут? Или ясно понимать, что понадобились Трампу не для сотрудничества, а лишь чтобы ослабить связку Москва - Пекин, которая давно беспокоит Вашингтон. Да и вряд ли нам дадут спокойно поговорить об общих проблемах и приверженности международному праву. Там будут и Борис Джонсон, те же Трюдо и Боррель, которые не упустят случая «призвать Россию к ответу» за все, что сами же приписывали Москве в последние годы. Хотим мы это слушать? Едва ли.
Представитель МИД РФ Мария Захарова дипломатично, насколько ей это удается, обозначила наши приоритеты: «Идея президента США Трампа провести саммит Группы семи в расширенном формате с Россией и другими странами идет в верном направлении, но без участия Китая не обеспечит универсального представительства». То есть, от диалога мы никогда не отказываемся, но сдавать ключевого союзника в обмен на иллюзорное право посидеть за столом «семерки» на приставном стульчике? Оно того не стоит.