На днях под прицелами телекамер совершил первый показательный полет легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал». В Минпромторге сообщили, что он станет достойным наследником легендарного «кукурузника» Ан-2, которому как минимум четверть века безуспешно искали замену. Эпопея завершена? Не торопитесь с выводами.
Эксперты удивлены, как быстро появилась новая машина. В 2019 году Минпромторг поручил Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА) разработку, а результат был уже воочию представлен публике на авиасалоне МАКС-2021. При этом чиновники Минпромторга сообщили, что новые самолеты ждут в якутских «Полярных авиалиниях», ненецком Нарьян-Марском объединенном авиаотряде, 2-м Архангельском объединенном авиаотряде, забайкальском «Аэросервисе». В течение пяти лет после сертификации авиаперевозчики готовы взять в лизинг больше 100 самолетов: опцион включает около 50-70 машин в РФ и не менее 50 — на рынке СНГ. Правда, остается неясным, когда случится сама сертификация. Пока «Байкал» летает на зарубежном двигателе, а в сегодняшних условиях сотрудничество с моторостроителями в любой момент могут похоронить санкции.
Неслучайно авиаторы, ждущие сменщика Ан-2, пока настроены довольно скептически. Вот мнение исполнительного директора НП «Росавиацентр», почетного полярника РФ, заслуженного работника транспорта Республики Саха — Якутия Владимира Скоропупова: «До сих пор даже попытки создать модернизированную машину на базе Ан-2 были безуспешными. Несмотря на внушительные бюджетные вливания — только с 2013 года на развитие малой авиации потрачено примерно 2,2 млрд рублей. Вот и к «Байкалу» отношение настороженное. После смотров на Международных салонах МАКС и «Армия-2021» специалисты пришли к выводу, что представленный ЛМС-901 не отвечает требованиям эксплуатантов и полетам в условиях арктической зоны. Еще потребуется не один год, чтобы самолет довести до ума».
Напомним, что на почетную роль сменщика «кукурузника» претендовала целая линейка проектов новых самолетов. Среди них одна из перспективных разработок — легкий многоцелевой транспортно-пассажирский Т-101 «Грач» известного конструктора Евгения Грунина. Стоимость самолета заявлялась в два-три раза ниже зарубежных аналогов. Заинтересовалась даже американская авиатранс-портная фирма Federal Express, планировавшая закупить 50-70 штук для местных авиалиний на замену Cessna 208 Caravan. Еще рассматривались варианты с Ил-100 и Ан-2 ТВС Сибирского НИИ авиации им. Чаплыгина. Плюс Минпромторг анонсировал серийное производство турбовинтового самолета «Рысачок», выпуск которого поддержал президент РФ.
А на производственной площади Авиаремонтного предприятия «Мотор» города Омска на базе арктического варианта Ан-2 ММ почетный полярник Юрий Петров разработал самолет «Русская Арктика». Он получил положительную оценку специалистов ПО «Полет» филиала ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Госзаказ по переоборудованию этих самолетов позволил бы направить в регионы дополнительно 400 машин стоимостью всего 15-18 млн рублей. Опыт подобного спасения автопрома был опробован на примере автомобиля «ГАЗ» скорой помощи.
Но в итоге право изготовления нового легкомоторного самолета было предоставлено Уральскому заводу гражданской авиации. Это тоже непонятная история. Уральский завод 22 февраля 2019-го учредил фирму ООО «Байкал-Инжиниринг», которая 26 сентября выиграла так называемый открытый конкурс стоимостью 1,25 млрд рублей (!) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации проекта создания легкого многоцелевого самолета для местных воздушных линий. А соперничество за заказ на аукционе оказалось борьбой «нанайских мальчиков» между ООО «Байкал-Инжиниринг» и АО «УЗГА», владельцем стопроцентной доли уставного капитала победителя. В добавок после «конкурса» обнаружилось, что оба участника не имели предусмотренного Воздушным кодексом РФ сертификата разработчика.
Известный в отрасли эксперт, пилот-инструктор первого класса Валерий Смирнов так оценивает происходящее в авиапроме: «Самые известные советские авиационные фирмы в условиях рынка погнались за масштабными госзаказами на военные и гражданские самолеты и совершенно утратили способность конструировать малую авиационную технику для народного хозяйства. В огромной стране не нашлось ни одного КБ, способного разработать современный, конкурентоспособный легкий самолет одно- или двухдвигательной схемы для малых и региональных перевозок».
А что же трудяга-«кукурузник», созданный три четверти века назад? Он и сегодня не перестает удивлять не только наших авиаторов, но и их коллег из сопредельных стран. Очень продвинутый в техническом отношении Китай сделал свою модификацию на базе Ан-2. Кстати, мы эти самолеты там закупаем.