Напомним, что на прошлой неделе британская пресса рассказала о европейских компаниях, которые могут предъявить финансовые претензии к нашей стране, и о потомках известных русских коллекционеров, пытающихся вернуть художественные ценности, некогда национализированные большевиками. Так, в частности, внук Сергея Щукина (это он заказал Матиссу знаменитый "Танец") Андре-Марк Делок-Фурко с 1993 года завалил суды Франции, Италии и США исками о возвращении ему коллекции деда (кстати, именно бывшие щукинские картины составят основу нынешней выставки). С другой стороны, есть реальная опасность повторения истории двухлетней давности, когда по требованию фирмы "Нога" Швейцария арестовала 54 находившиеся "на гастролях" картины из Пушкинского музея страховой стоимостью около 1 млрд. долларов. И только благодаря специальному решению швейцарского правительства полотна вернулись в Москву.
Нынешнюю ситуацию спокойной тоже не назовешь. Дело в том, что в Великобритании нет закона, защищающего гостевые выставки. Подобный законопроект только рассматривается в парламенте, в лучшем случае он будет принят лишь в конце января. Устроитель выставки - Британская Королевская академия - распространила было информацию, что якобы в адрес российских властей направлено официальное письмо, в котором даются самые высочайшие гарантии возврата произведений. Однако следует заметить, что какие бы гарантийные письма не выдавало британское правительство, они ничего не значат для суда, который не подчиняется этой ветви власти. Но все же российские музейщики очень надеялись на такую форму гарантии. И вот британский минкульт заявил, что официальный Лондон пока не может гарантировать возврат картин, и посоветовал нам подождать принятия соответствующего закона. Теперь российские чиновники от культуры гадают, как им поступить, и, как выразился министр Соколов, "обсуждают проблему в рабочем порядке". А британская сторона все равно продолжает готовиться к выставке, пусть даже сроки ее проведения отодвинутся на неопределенное время, тем более, что поднятый в прессе шум сыграл роль сильнейшей рекламы.