Группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение коллег пакет законопроектов, отменяющих большую часть возрастных ограничений для доступа несовершеннолетних к произведениям литературы, искусства и кино. Еще когда семь лет назад все эти значки («0+», «6+», «12+» и т.д.) вводились, «Труд» предположил, что придумавшие их господа, конечно, хотят, как лучше, но получится, как всегда. И точно.
Мы не раз приводили примеры, насколько бесполезен и бестолков этот ценз. И вот, кажется, к мнению критиков маркировки прислушались. Но практически одновременно несколько сенаторов при непременном участии госпожи Мизулиной предложили рассмотреть вопрос о введении в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» дополнительной возрастной маркировки для онлайн-игр. Дорогие мальчики и девочки! Всемирный день вашей защиты благодаря важным дядям и тетям из госсобрания приобрел интригу!
Думцев завел скандал с литературой. Со всех концов страны стали поступать сигналы о том, что школьникам в магазинах не продают и в библиотеках не выдают произведения Есенина, Бродского, Маяковского, Толстого и других классиков, на том основании, что в выходных данных этих книг значится «18+». «Но мы же их проходим, они в программе!» — пытались убедить старшеклассники. «Это ваши проблемы, — отрезали представительницы торговли и учреждений культуры. — Мы из-за ваших «Идиотов» штраф платить не хотим!»
По идее, аргументы сторонников того самого закона о защите во времена его рассмотрения казались простыми и понятными. Дескать. начитаются молодые оболтусы про кабаки с проститутками, насмотрятся про мордобои и убийства — и вперед, на подвиги! А будут на телеэкранах и в книгах запрещающие цифры, бдительные родители нажмут на кнопку пульта или томик со скабрезными стишками отберут. И ничего не случится...
Тут вот на днях паренек сначала попытался поджечь свое учебное заведение в Саратовской области, потом долбанул случайно подвернувшуюся малолетку топором по лбу. Поди, подвигами Родьки Раскольникова вдохновился? Ага, сейчас! А керченского стрелка, расстрелявшего полшколы, в качестве образца не хотите? Саратовским преступником, как он сам впоследствии признался, двигали два чувства. Желание славы и жажда мести всем тем, кто его не понимал и унижал. Насчет первого психологи говорят: подолгу мусоля трагедии, подобные керченской, телевизионные ток-шоу лишь провоцируют подростков с нездоровой психикой. Но стоп, стоп! Где же родители-то в данном случае были?! У Малахова с Борисовым в программах значок «16+» стоит. А этому-то, с топором, меньше. Что же папа с мамой от греха подальше не вырубили ящик? Ну, для начала вспомним, что политические баталии показывают в рабочее время. Бдить некому. А затем вспомним о втором движущем чувстве преступника. Среди тех, кому подросток хотел отомстить, были и его родители, и в первую очередь — разведенка-мать, у которой времени для сына не находилось.
Идеологи закона о «Защите», как уже было отмечено, во многом уповали именно на семью. Ну да. Самих-то оболтусов запрещающий знак лишь привлечет. Вспомним, к каким только ухищрениям не прибегали советские шести-, семиклассники, чтобы проникнуть на фильм «детям до 16». Но любящие родители на что? Увы, в начале десятых программы «Мужское/Женское» еще не было. Иначе законотворцы не лелеяли бы никаких надежд в этой связи. Стоит посмотреть несколько выпусков программы экс-интеллектуала и экс-жены футболиста, как непременно убедишься: нет на свете более отвратительного института, чем наша среднестатистическая ячейка общества. Такое количество ненависти, лжи, взаимных обвинений вываливают друг на друга близкие люди, что оторопь берет. Господа, вы не звери, вы... Не, пожалуй, запикаем эти нехорошие слова, постоянно, кстати, звучащие в студии Гордона и Барановской. Удивительная с точки зрения человеколюбия программа.
Но такой накал страстей и демонстративной ненависти мы видим не только там. Где еще? В политических ток-шоу. Пусть там присутствуют и не тещи с зятьями, не фальшивые отцы с бастардами, а директора исследовательских институтов и профессора каких-то кафедр. Но во время трансляции шоу «Кто против?», например, или на «Месте встрече» фекальные термины в адрес оппонентов звучат во всей их народной простоте и прелести.
В такой-то ситуации насколько реальна перспектива, что любящие предки будут проверять онлайн-игры, которые скачивают их отпрыски на непонятные гаджеты? Ау-у, сенаторы, и зачем вам еще значки!
Надо ли защищать детей? Надо. То и дело узнаешь о чудовищных случаях обращения с ними. Дети могут стать жертвой агрессивного поведения окружающих в самых неожиданных ситуациях. Вспомним, как многие добросердечные люди в результате пожалели дочь Алсу после травли, устроенной ей из-за незаконной победы на «Голосе». Конечно, есть подозрение, что девочке, как и ее маме, все это тявканье по фигу. Королевы и принцессы — они, а злятся те, кто смотрит «М/Ж». Но все равно, ребенок же!
А как в Сети на днях накинулись на Таисию Скоморохову, после того как на слепом прослушивании детского «Голоса» к ней обернулись все наставники. Да что она о себе думает? Да как она может для этих сволочей петь? А все потому, что «Голос» — украинский, а девочка из России. Крохе всего-то семь лет, но разве такая мелочь имеет значение для поклонников Соловьева с Норкиным.