Начало было положено в прошлом году. Тогда Неделя российского кино впервые за последнюю четверть века состоялась в полумиллионном Оше. Фантастический успех того незабываемого праздника кино подвигнул продюсера Елену Лебедеву продолжить начинание. Нынче десант российских кинематографистов высадился уже в двух городах страны: в столице республики Бишкеке и в прилегающем к озеру Иссык-Куль курортном городке Чолпон-Ата.
В прошлом году в России был снят 141 игровой фильм. Поэтому выбор всего 7 картин для Недели оказался кропотливым процессом, в котором принял участие и кинообозреватель «Труда». Хотелось показать киргизским зрителям компактную, но и разнообразную программу, которая бы представляла некий срез современного российского экрана.
В итоге в программу вошли два динамичных, ориентированных на широкого зрителя фильма — «Время первых» Дмитрия Киселева и «Ледокол» Николая Хомерики, которые, соответственно, открывали и закрывали Неделю. Ленты наших современных классиков — «Дама пик» Павла Лунгина, «Монах и бес» Николая Досталя, «Анна Каренина. История Вронского» Карена Шахназарова — были адресованы интеллектуальной аудитории, жаждущей от кино серьезных раздумий о жизни, новаций в области киноязыка. Наконец, комедии «Частное пионерское-2» и «Частное пионерское-3» Александра Карпиловского как нельзя лучше соответствовали понятию «семейное кино».
Организатор Недели Елена Лебедева и народная артистка Кыргызстана Назира Мамбетова
Открытие недели прошло в «Манасе» — лучшем кинотеатре Бишкека. Его директор, а по совместительству известный киргизский режиссер, продюсер Садык Шер-Нияз, учившийся, кстати, на Высших режиссерских курсах у Владимира Хотиненко, рассказал, что Кыргызстан переживает настоящий бум национального кино. Местные фильмы (это порядка 60 названий в год) собирают 35-40 процентов от всей кассы, нередко тесня голливудские хиты. Для сравнения: в России количество снимаемых фильмов в два раза больше, а доля национального кино в прокате при этом в два раза ниже. Так что нам, как это ни покажется кому-то странным, есть чему поучиться у киргизских друзей.
Другое дело, что некоторые киргизские фильмы снимаются всего за 15-20 тысяч долларов, монтируются порой на обеденном, а не монтажном столе, и поэтому в своей массе не могут похвастаться высоким художественным качеством. Но они потихоньку пробивают дорогу на экран и фестивальным, артхаусным проектам, которых в Киргизии с каждым годом становится больше. Глава Союза кинематографистов Таалайбек Кулмендеев с гордостью рассказал мне, что за последнее время пять киргизских фильмов участвовали в фестивалях класса «А». Буквально на днях в Торонто едет дебютная картина Елизаветы Стишовой «Сулейман гора», снятая в Оше. Для небольшой республики с населением в 6 миллионов жителей это колоссальный успех. Не всегда такими удачами может похвастаться даже куда более мощная по финансовым вливаниям российская кинематография.
Тем не менее, интерес ко всему, что происходит в России, в Кыргызстане огромный. Хотя бы потому, что в РФ работает около миллиона киргизов, которые присылают домой порядка 800 миллионов долларов в год. В Бишкеке смотрят российские телеканалы, на улице повсеместно звучит русская речь, работает множество школ и вузов с русским языком обучения. Едва ли не каждый киргиз может свободно объясниться на языке Пушкина и Чехова, который в республике признан языком межнационального общения. Поэтому нашей делегации, в которую, помимо Елены Лебедевой, входили продюсер Владимир Есинов, актеры Борис Каморзин, Виталий Кищенко, Василий Мищенко, Юрий Нифонтов и автор этих строк, не составляло труда после каждого сеанса вести с публикой заинтересованный диалог. Переводчики для этого были не нужны.
Елена Лебедева с актерами Виталием Кищенко (слева) и Борисом Каморзиным
На открытие Недели пришел весь цвет киргизского кино. Это, впрочем, не удивительно: в свое время становлению национального киноискусства способствовали русские режиссеры, в том числе Андрей Кончаловский, Лариса Шепитько, которые сняли в Киргизии выдающиеся фильмы — «Первый учитель», «Зной». С другой стороны, почти все киргизские корифеи экрана учились во ВГИКе. Поэтому каждый новая картина из России для них в радость.
После фильма открытия — космической саги «Время первых» — были продолжительные аплодисменты, возгласы и слезы восторга. На сцену поднялся народный артист СССР Болот Шамшиев — тот самый, что снял когда-то выдающиеся советские фильмы «Алые маки Иссык-Куля», «Белый пароход», «Ранние журавли», — и произнес взволнованный монолог во славу нашей проверенной годами дружбы, во славу российского кино, которое по-прежнему высоко держит творческую планку.
Схожая мизансцена повторялась после каждого сеанса. Выпускница ГИТИСа, народная артистка Кыргызстана Назира Мамбетова, прославившаяся когда-то ролью Гошар в фильме «Земля Санникова», отсмотрела всю российскую программу. Она особенно отметила высокий профессионализм создателей фильма «Монах и бес», смелость и даже озорство, с какими мастера российского кино прикоснулись к теме веры, духовности.
На «Анну Каренину» и на «Даму пик» пришли студенты, преподаватели вузов, им было интересно увидеть, как российские режиссеры осваивают на экране классику. Зажигательное «Частное пионерское-3» отменило все представления о «детском» и «взрослом» кино — его с одинаковым упоением смотрели и бабушки, и внуки. А «Ледокол» окончательно взломал у киргизских зрителей лед недоверия к возможностям российского кино соперничать с голливудскими хитами.
Продюсер Владимир Есинов привез в Киргизию две части своей знаменитой кинотрилогии «Частное пионерское»
В курортном городке Чолпон-Ата, куда переехала наша делегация, фильмы были показаны по второму разу, но программа обсуждений увиденных фильмов оказалась чуть менее насыщенной. Гостеприимные хозяева, помимо прочего, выкраивали в насыщенном графике время, чтобы показать россиянам красоты своего удивительного края. Свозили нас в Григорьевское и Семеновское ущелья, где текут реки хрустальной чистоты, покатали на теплоходе по Иссык-Кулю — одному из красивейших озер на планете, провели интересную экскурсию по культурному центру «Рух Ордо» имени Чингиза Айтматова.
После экскурсии говорили о том, что повести и романы великого киргизского писателя могут стать прекрасным материалом для совместных постановок. Вот бы кинематографистам России и Кыргызстана объединить творческие усилия и экранизировать к грядущему 90-летию классика (декабрь 2018 года) одно из его выдающихся произведений — скажем, «Буранный полустанок», или «Плаху», или «Тавро Кассандры». Мы обещали передать эти пожелания российским деятелям кино.
Василий Мищенко примеряет национальный головной убор
Уезжали мы из Чолпон-Аты в Бишкек в час ночи. Вылетали из столичного аэропорта в 6 утра. Словом, провели в дороге бессонную ночь. Самое удивительное, что с нами ее разделили наши новые друзья — работники киностудии «Кыргызфильм» во главе с директором Айбеком Джангазиевым. Как мне показалось, они поступили так не только по негласным законам гостеприимства, но и по сердечной приязни, по желанию еще хоть на несколько часов продлить наше общение. Спасибо вам, дорогие киргизские друзья! Ну и ждем третьей Недели российского кино, которая, как пообещала продюсер Елена Лебедева, состоится в июле следующего года.