Севастопольский морской рыбный порт взбунтовался. Под занавес минувшей недели лоцманы и служащие портового надзора не вышли на свои рабочие места. Люди отказались выполнять распоряжение государственного Агентства рыбного хозяйства Украины о назначении нового капитана лоцманской службы.
— С какой стати Киев будет назначать капитана русскому порту? — резонно спрашивают севастопольские мореманы. Пока соответствующие структуры РФ не приняли своего решения, работа морского рыбпорта была приостановлена — суда не могли покинуть акваторию Камышовой бухты без лоцманского сопровождения.
Ситуация почти невероятная: третья неделя пошла с момента подписания договора о принятии Крыма и Севастополя в состав России, однако украинская сторона не мытьем, так катаньем пытается вернуть контроль над важным объектом города-героя. Горячая фаза конфликта началась, когда группа боевиков ворвалась в кабинет и. о. капитана порта Вячеслава Румянцева. Требовали отдать печати и все правоустанавливающие документы. Заблокировали выход, не выпускали людей из главного здания.
Тем же вечером отряд украинской «охраны», захватив дежурку портового надзора, попытался организовать лоцманскую проводку танкера. Служащие отказались подчиниться. Их избили, отобрали мобильные телефоны. Камышовая акватория осталась вообще без портового надзора.
— Произошел настоящий рейдерский захват портовой службы, — рассказывает дежурный капитан Павел Свидельский. — Они ворвались, взломали двери на этаже, обесточили этаж и дежурную, где находилась служба порт-надзора, воду отключили. Самое опасное — захватчики пытались вывести танкер в 100 тысяч тонн, полностью загруженный топливом...
Камышовая бухта, где расположен рыбный порт, — дальняя севастопольская окраина. Возможно, потому команда народного мэра Чалого не успела взять его под контроль. Портовики сами навели у себя порядок, дав отпор киевскому ставленнику, украинскому «капитану» Шевчуку. Заблокировав в акватории порта четыре судна, которые должны были выйти в море, портовый народ двинулся к мэрии. После бурного совещания в горадминистрации севастопольский капитан Вячеслав Румянцев вместе с сотрудниками вернулся на рабочее место. Как только самозваное украинское руководство покинуло территорию порта, акваторию открыли.
По сути, сейчас этот крупнейший на Черном море рыбный порт работает на свой страх и риск. Нет флага и паспорта моряков.
Экипажи не знают, по каким правилам рыболовства вести добычу. Сложностей на переходном этапе очень много. На полуостров экстренно прибыла делегация Федерального агентства по рыболовству России.
— Севастопольские и крымские рыбаки приступят к промыслу вовремя, — заверил руководитель агентства Илья Шестаков. — В соответствии с поручением президента мы создаем здесь единое территориальное управление. Оно будет заниматься вопросами выдачи разрешений для рыбаков, рыбоохраны и многими другими, связанными с отраслью.
Вместе с рыбаками и лоцманами встали на защиту предприятия рабочие завода «Южный Севастополь», расположенного в районе той же Камышовой бухты. Заводчане взяли его под общественный контроль, чтобы не допустить разворовывания актива арендаторами из города Сумы, которые пришли сюда еще во времена Ющенко. «Оранжевый» президент, сам уроженец Сумщины, поспособствовал сделке. За эти годы сумские «хозяева» вогнали завод в многомиллионные долги. Весь доход от ремонта судов выводили. Дошло до того, что на севастопольские деньги финансировали Евромайдан. Запретили вывесить над заводом российский флаг и носить георгиевские ленточки. Объявили об увольнении активистов. Рабочего уволили лишь за то, что тот после выступления Владимира Путина о вхождении Севастополя и Крыма в состав РФ выбежал с криком «Россия!» к административному зданию. Служба безопасности, целиком составленная из выходцев с Западной Украины, составляла черные списки заводчан-севастопольцев. Директор предприятия Николай Антипенко четвертый месяц не платил зарплату, однако организовал перевод крупной суммы в поддержку Майдана. У заводских ворот стали появляться авто с тонированными стеклами и с людьми в черной форме, в масках и с оружием. Незваные гости назвались «самообороной», не предъявив никаких документов.
На помощь рабочим пришла Черноморская казачья сотня. Как сообщает сотник Анатолий Марета, судоремонтный завод «Южный Севастополь» освобожден от арендатора, который «неэффективно управлял предприятием». Тем более что украинское ООО осуществляло свою деятельность на базе арендованного государственного имущества. Внеочередное собрание трудового коллектива избрало временную дирекцию судоремонтного производства «Южный Севастополь — LTD». Также принято обращение к руководству города с требованием национализации предприятия, чтобы остановить «дерибан».
— В условиях отсутствия уполномоченных государственных органов наши арендаторы пытались срочно продать завод, — говорит исполняющий обязанности руководителя предприятия Константин Фалков. — Коллектив принял решение взять управление на себя до окончания разбирательств по сложившейся ситуации.
А разбор полетов должен быть серьезным. Например, кто дал распоряжение о прекращении подачи электроэнергии? Сделано это якобы для того, чтобы избежать внутренних диверсий. Хотя опытные судоремонтники сразу забили тревогу. Отключение электроэнергии грозит настоящей бедой: единственный плавучий док может уйти под воду вместе с судном, которое проходит в нем ремонт. Изменится крен, сорвутся краны балластных отсеков — настоящая катастрофа.
Напряженная атмосфера сохранялась на заводе вплоть до того момента, как территория была взята под контроль отрядами специального назначения, высадившимися с моря на катерах. Следом сюда прибыли сотрудники прокуратуры. Лица, которые препятствовали работе правоохранительных органов, были задержаны. У некоторых изъяли оружие.
Комментирует ситуацию советник председателя севастопольского Координационного совета по экономическим вопросам Вячеслав Аксенов:
— Руководству города стало известно, что нормальной работе предприятия препятствуют люди, которые не являются сотрудниками завода. Им было предложено прекратить незаконное вмешательство. Поскольку они добровольно этого сделать не захотели, Алексей Чалый поручил силовым структурам максимально деликатно восстановить порядок.
После силовой операции завод уже возобновил нормальную работу. Идут переговоры по привлечению дополнительных заказов, налаживается сотрудничество с российской Объединенной судостроительной корпорацией и Черноморским флотом.
— Следующим шагом севастопольских судоремонтников будет обращение к правительству России для национализации Севастопольского морского завода, собственником которого является Петр Порошенко, — заявил прессе заместитель председателя Союза рабочих Севастополя Василий Федорин.
Сейчас по поручению Владимира Путина формируется государственная комиссия по социально-экономическому развитию Крыма. Первая группа из состава комиссии уже успела провести переговоры с председателем Совета министров Республики Крым Сергеем Аксеновым. Правительственные эксперты определились со стратегическими объектами, которые нуждаются в скорейшем возрождении.
— В первую очередь займемся поддержкой предприятий ОПК, которые находятся в плачевном состоянии, — рассказал зампред комитета Госдумы по промышленности Сергей Дорохин. — Конечно, это Севастопольский морской завод — одна из крупнейших верфей в Черноморье и даже в Европе, оказавшаяся заброшенной и разворованной.
По словам депутата, Севморзавод станет основной ремонтной площадкой для кораблей Черноморского флота РФ, что позволит оптимизировать расходы по содержанию эскадры.
Также большие вопросы есть к АО «Балаклавское рудоуправление», входящему в холдинг Вадима Новинского. Как известно, украинский олигарх и депутат Новинский голосовал в Верховной раде за признание Крыма «оккупированной территорией» — и теперь объявлен тут персоной нон грата.