Среди них - ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, советник министра образования Анатолий Пинский, академик-секретарь президиума Российской академии образования Александр Кузнецов и другие.
Через несколько лет в системе среднего образования должна появиться новая структура - профильная старшая школа. Активные обсуждения перехода на профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы начались примерно полтора-два года назад - после январского Всероссийского совещания в Кремле. Основной государственный документ, посвященный развитию образования в России, - Концепция модернизации образования, одобренная правительством РФ. В ней говорится о необходимости отработки и реализации "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда". Концепция говорит о необходимости "введения профильного обучения в старшей школе, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования".
Не секрет, что школьникам сложно претендовать на фундаментальные знания во всех областях. Создание профильной школы рассчитано на углубленное изучение старшеклассниками тех дисциплин, в которых они наиболее заинтересованы.
Концепция модернизации образования, по мнению Я. Кузьминова, стоит на "трех китах": единый государственный экзамен, государственные именные обязательства и профильная школа. Причем специализированная профильная школа должна быть ориентирована на потребности рынка труда.
Собравшиеся сошлись во мнении, что необходимо создать модель или несколько моделей профильной школы. В конце апреля на рассмотрение правительства должна быть внесена концепция по содержанию профильной старшей школы. Для ее разработки будет сформирован общественный научный совет, в который войдут представители педагогической общественности и ученые Российской академии образования.
По мнению советника министра образования Анатолия Пинского, основная идея обновления старшей школы состоит в том, что образование должно непосредственно работать на жизненную самореализацию старшеклассника, на его дальнейший жизненный путь: продолжение образования в вузе или приобретение профессии в системе среднего профобразования.
Для построения исходной структуры профильного обучения в старших классах А. Пинский предложил выделить три компонента в содержании образования старшеклассников: базовый (общеобразовательный стандарт), профильный (профильный образовательный стандарт) и элективный (комбинация профилей и специализаций). Советник министра считает наиболее простым и рациональным "базовый" компонент, который должен включать в себя следующие образовательные области: русский язык, математика, естествознание, обществознание (экономика и право), иностранный язык, технология (включая информационные технологии) и физкультура.
А. Кузнецов считает, что каждая школа должна создавать свой профильный курс. Он предложил три варианта реализации общеобразовательных компонентов: либо все предметы преподаются в минимальном объеме, либо профилизация происходит в рамках специализации конкретной школы, или же основные знания по всем предметам даются в младших и средних классах, а профильные - в старших.
Конечно, еще многие вопросы нуждаются в детальной разработке. Например, какие комбинации профилей должны существовать? Как ученики будут выбирать себе предметы? Сколько их должно быть и по каким учебникам учиться?
Наше общество ждет еще немало преобразований и новшеств. Хочется надеяться, что мы на верном пути. Старт дан!