Проект нового административного кодекса появился на портале regulation.gov.ru, среди прочего документ предполагает серьёзное ужесточение санкций для водителей. Общественное обсуждение проекта закончится 19 февраля, сменить действующий КоАП он должен с 1 января 2021 года.
Скорость, конфискация и три штрафных
Итак, за превышение скорости на 20-40 км/ч светит штраф в 3000 рублей вместо прежних 500. Превышение на 40–60 км/ч обойдётся в 4000 рублей вместо 1000. Превышение скорости на 60 км/ч - 5000 рублей или лишение прав до полугода. Прежде сумма составляла 2000-2500 рублей или лишение прав до полугода. Серьёзно изменится наказание за повторное превышение более чем на 40–60 км/ч. Если сегодня нарушитель заплатит 2000 рублей, то уже через год - 10 000 рублей либо лишится прав на год. Т.н. «опасное вождение», о котором так много говорили в последние пару лет, предполагает штраф в 5000 рублей. Отметим, в проекте нет снижения «нештрафуемого» порога с 20 до 10 км/ч. Это положение в своё время вызвало волну недовольства. И всё же водителей могут штрафовать за превышение на 10 км/ч: но в городах-миллионниках, в том числе в столицах, предупредил глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичёв. Пока вопрос на стадии проработки.
Также КоАП даст право государству изымать машину, если ранее наказанный за нарушение ПДД водитель совершил аварию с жертвами на чужом транспорте.
Не так сильно изменится санкция за езду без полиса ОСАГО: с 800 рублей и возможной эвакуацией транспорта до 1000 рублей с эвакуацией. Зато решительно меняется наказание за отказ остановиться на призывы гаишника: сегодня за это предусмотрен штраф в 800 рублей, а с 2021 года можно потерять 40 000 рублей или права на срок до 3 (!) лет.
Перевозка ребёнка без автокресла станет на 2 тысячи дороже и дойдёт до 5000 рублей. За пьяное вождение с ребёнком в машине сегодня наказывают суммой 30 000 рублей и лишением прав на срок до 2 лет. Санкцию обещают пересмотреть: 50 000 рублей и лишение до 3 лет. Нетрезвое вождение - 40 000 рублей и лишение прав до 3 лет вместо 30 000 и лишения на 2 года. Повторная езда с тонировкой на передних стёклах подорожает вдвое – до 3000 рублей.
И, наверное, самое главное: в скором времени можно лишиться прав на 1,5 года за три «грубых» нарушения в течение года. Грубыми считаются: превышение скорости на 60 км/ч и более; поворот или разворот в неположенном месте; проезд на «красный»; выезд на встречную полосу; отказ пропустить пешехода; отказ уступить автомобилю на главной дороге; нарушение правил на железнодорожном переезде. На камеры мера не распространяется.
Из хороших новостей: скидки за быструю оплату штрафов сохранятся.
«Лезут в карман»
Раскритиковал проект кодекса депутат Вячеслав Лысаков. Поднимать санкцию с 500 рублей до 3000 за превышение скорости на 20-40 км/ч ничем не мотивировано: нет статистики, позволяющей говорить о пользе таких мер для снижения числа ДТП. Новелла скорее выглядит попыткой «залезть в карман» автомобилисту.
Положение о невыполнении указания сотрудника ГИБДД остановиться нужно дополнить словами: «действия, повлекшие создание угрозы жизни или здоровью граждан». Иначе не исключить коррупционного фактора, говорит депутат.
Возможно, повышением штрафов власти надеются пополнить казну, предположил волгоградский общественник Эдгар Петросян. Но слишком большие штрафы приведут к тому, что люди перестанут ездить на личном транспорте. Массовый отказ от машин рискует снизить их производство и число рабочих мест, заметил Петросян.
«Предлагается сильно усилить наказания за нарушение скорости, причем в шесть раз сразу, что вызывает некоторую оторопь, а какие-то, с моей точки зрения, другие более серьезные нарушения, оставлены в старых рамках», - сказал РБК автоэксперт Игоря Моржаретто.
Категорически против повышения штрафов президент Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Если водитель знает, что ведется видеонаблюдение или видит на дороге сотрудника ГАИ, почти никто в потоке нарушать не станет. Прекрасно работает и наказание в 500 рублей, главное – его неотвратимость. При этом накопительная система штрафов должна учитывать все нарушения, в том числе зафиксированные камерой, считает эксперт.
Назвать пункт об изъятии автомобиля конституционным (и особенно, если ДТП совершил не хозяин) тяжело: дело пахнет покушением на право собственности, говорил ранее порталу TRUD.RU вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.
«В моей долгой автомобильной жизни за рулем произошло несколько случаев, когда инспектор ДПС давал команду остановиться, но она была неявной. Я не останавливался и продолжал движение, и за мной устраивали погоню, конечно, не так, как в голливудских фильмах. И я с удивлением узнавал, что не выполнил команду инспектора», - рассказал БИЗНЕС Online замглавного редактора журнала «Рейс» Николай Мордовцев.
Заниматься нужно другим, уверен автоэксперт Вячеслав Субботин. Вместо повышения штрафов необходима модернизация дорожной инфраструктуры. Смерти на дорогах возникают зачастую от отсутствия разделения встречных потоков, ям, плохой освещённости, говорит специалист.
Но значение нового КоАП простирается далеко за пределы правил дорожного движения. Об этом напомнила в своём телеграм-канале политолог Екатерина Шульман. «Все бросились читать про дорожные штрафы, что правильно и близко сердцу каждого гражданина, но КоАП - это вся карательная сторона нашего социального бытия, от задержаний на митингах до неисполнения родительских обязанностей, и штрафы для СМИ, и нарушения на выборах, и оскорбления властей».