- Вера, что же вас так привлекло в "Острове", что вы согласились сниматься?
- Для меня главное - интересная драматургия, хороший режиссер, профессиональные партнеры. Тогда сниматься интересно. Кстати, я не считаю "Остров" сериалом, это шесть фильмов. Рада, что мне дали возможность сыграть две очень непохожие роли. Одна - в фильме "Надежда и Павел", снятом по рассказу Бориса Зайцева "Смерть". Это трагическая история. Муж моей героини Надежды перед смертью признается, что у него всю жизнь была другая женщина, родившая от него дочь. Павел просит Надежду, чтобы та поучаствовала в судьбе этой девочки. Моя героиня соглашается. Представляете, какую внутреннюю драму переживает эта женщина, которая не только теряет мужа, но еще и понимает, что всю жизнь прожила с человеком, ей изменявшим?
Второй фильм "Вас буду ждать я" снят по рассказу Константина Паустовского "Снег". Это лирическая история, в которой все построено на полутонах.
- Чувствуется, что вы соскучились по классике.
- Да, очень. В "Острове" мы рассказываем, как в былые времена люди бережно относились к жизни. Над этим сейчас все больше иронизируют. Говорить о высоких и больших чувствах стало как-то не принято, "не модно".
- Если бы в начале 70-х вы не встретились с Родионом Нахапетовым, то, может быть, и не стали бы актрисой?
- Наверное, не стала и занималась бы чем-нибудь другим. Но я благодарна судьбе за ту счастливую встречу. Я дебютировала в фильме Нахапетова "На край света", но затем были интересные и важные роли в картинах "В четверг и больше никогда" Анатолия Эфроса, в "Торпедоносцах" Семена Арановича...
- Вы не жалеете, что Нахапетов не разрешил вам принять приглашение Эфроса работать у него в Театре на Малой Бронной?
- Наверное, тогда это было бы действительно не кстати. Сейчас я играю в антрепризном Театре Антона Чехова под руководством Леонида Трушкина. Это для меня очень важно: зрители наши спектакли хорошо принимают, и это существенная энергетическая подпитка.
- У вас не возникает досадного ощущения, что теперь вы не так популярны, как, скажем, в середине 80-х, когда журнал "Советский экран" назвал вас самой заметной актрисой года?
- Что значит заметной? Если поставить себе цель быть узнаваемой, то достаточно мелькать на телевидении и светиться на тусовках. При этом совершенно необязательно еще и создавать что-либо. Но для меня важнее работать на сцене или на съемочной площадке. Хотя, если говорить не о телевизионном кино, а художественном, то раньше работы было, конечно, больше. Когда ты не снимался в Москве, то могли пригласить в Ленинград, Киев, другие города. Сейчас на большинстве студий снимают по одной картине в год, и проблема актерской занятости как никогда актуальна.
- С Нахапетовым вы разошлись в начале 90-х, но теперь помирились?
- Да. Иначе и быть не может, время лечит. Хотя есть какие-то вещи, которые не прощаются. Но внешне все выглядит, конечно, прилично и спокойно: мы встречаемся, обсуждаем творческие планы, говорим о кино, театре...
- Вам часто приходится покидать столицу то вместе с театром, то выезжая на фестивали. Как к этому относится ваш нынешний муж - бизнесмен Кирил Шубский?
- Он сам часто уезжает в командировки, поэтому мы стараемся так выстраивать свои планы, чтобы отсутствовать в Москве в одно и то же время. Мы пытаемся друг под друга подстраиваться. Зато выходные всегда проводим вместе с детьми.
-А каким ветром вас - человека консервативного - занесло в программу "Последний герой" и как к этой авантюре отнеслись домашние?
- Из-за домашних-то я там и оказалась. Дочки сказали: "Мам, это здорово! Поезжай, мы будем за тебя болеть!" Я-то сама почти не смотрела эту программу и не очень хорошо понимала, что это такое. Кроме того, из-за гастрольного графика на весь срок поехать не смогла, а как "джокер" прилетела на одну неделю.
- Наверное, от пребывания на острове у вас осталась масса впечатлений?
- Больше всего мне запомнились потрясающие пеликаны, которые на фоне голубого неба казались почти черными. В них было что-то зловещее. Иногда у нас там возникали мистические чувства. Недаром индейцы его обходят стороной. Была одна совершенно невероятная история, которую, к сожалению, ни одна камера не снимала. Мы возвращались на открытом катере с "Последнего совета". Когда мы ехали туда, было безоблачное небо, ослепительное солнце, но как только мы пустились в обратный путь и отплыли от берега, у нашей лодки заглох мотор. Быстро стемнело. Мы не на шутку встревожились, потому что мотор никак не заводился. И вдруг начался невероятной силы ливень. Казалось, что вода лилась сплошным потоком. А затем появилась стая этих страшных пеликанов. Я впервые в жизни видела, чтобы птицы летали в дождь. Пеликаны стали кружить над нами, вымокшими до последней нитки, с каждым кругом опускаясь все ниже. Не знаю как другие, но я пережила настоящий шок. Это была какая-то мистика, будто бы кто-то сверху подавал нам зловещий знак.
- Очевидно, вы не любите животных?
- Наоборот. Дома у нас собран небольшой зверинец. Попугая Рокки Кирилл привез из Африки. Птица удивительная: распевает песни, что-то сама себе рассказывает, имитирует телефон. Когда все уходят на кухню, Рокки, чтобы привлечь к себе внимание, начинает кричать: "Бабушка, телефон!" А то вдруг начинает лаять, чтобы мы подумали, что нас зовет собака. Ведь у нас живет еще и замечательный дворовый пес. Как-то 12 лет назад во время дождя он стоял перед нашим подъездом и смотрел такими тоскливыми глазами, что мои девочки не выдержали и взяли его домой...
- Как вы предпочитаете встречать Новый год?
- Новый год для меня по-настоящему радостный и любимый праздник, который я чаще всего встречаю дома. Хотя мои дети уже подросли, но каждый год утром 1 января как только проснутся, сразу бегут смотреть, какие подарки Дед Мороз оставил им под елкой. А нам с мужем особенно запомнился Новый год, который мы встречали ровно 10 лет назад. С месячной дочкой на руках мы тогда ехали из Женевы в Париж. Хотели до полуночи успеть в наш отель. Уже добрались до столицы Франции и там заблудились в самом городе. Новый год пришлось встретить в машине. Впрочем, мы не расстроились, праздничный ночной Париж с огнями, гирляндами, фейерверками - это сказочное зрелище. Вот только немного обидно, что не догадались прихватить с собой в машину бутылку шампанского...
Беседу вел