
«За время реализации программы выдано более 230 тысяч кредитов на 670 млрд рублей. Сентябрь оказался рекордным для программы льготной ипотеки — выдано около 60 тысяч кредитов. Суммарно население принесло личных сбережений в виде первоначального взноса более 100 млрд. Мы ожидаем, что продление программы позволит до конца года улучшить свои жилищные условия еще примерно 152 тысячам семей. И еще порядка 300 млрд рублей придет в экономику страны», — рапортует вице-премьер Марат Хуснуллин. Всего же, по прогнозам правительства, продление ипотеки позволит улучшить жилищные условия 600 тысячам семей на сумму 1,85 трлн рублей. Так и сквозит забота о благе народном, но...
В конце апреля, в разгар пандемии, в России стартовала госпрограмма льготной ипотеки со ставкой 6,5% годовых. На первом этапе она распространялась на жилищные займы до 8 млн рублей в московской и петербургской агломерациях и до 3 млн — в других регионах, при минимальном взносе 20%. В конце июня максимальный размер кредитов увеличили до 12 млн и 6 млн соответственно, а в августе пересмотрели и величину первоначального взноса, снизив его до 15%.
Как заявлено в постановлении правительства, программа «станет хорошим подспорьем для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и позволит дополнительно привлечь в сферу жилищного строительства не менее 900 млрд рублей».
Последний пассаж — о поддержке стройбизнеса, который с приходом коронавируса стал на всех углах кричать о крахе строительной отрасли. Важная деталь: программа льготной ипотеки касается исключительно первичного рынка жилья. Тем самым она лишила прямой поддержки семьи, направив государственные средства субсидирования туда, где их поджидали строители.
Спрос на квартиры весной и летом и без того рос из-за снижения депозитных ставок и падения курса рубля. А тут еще и ипотека под 6,5%... Народ ломанулся покупать жилье. Кто-то — чтобы жить, кто-то — чтобы вложиться. Но «сверхдешевая» (по меркам России) ипотека подстегнула рост цен на жилье. Так, в Хабаровском крае новостройки в июле-августе подорожали на 18,9% по сравнению с прошлым годом, в Калининградской области — на 18%, в Республике Алтай — на 17,6%. По данным «ДОМ.РФ», с апреля по октябрь цены в новостройках Москвы выросли на 10%, в Санкт-Петербурге — на 17%. В среднем по стране стоимость квадратного метра на первичном рынке увеличилась на 6,2%, сообщает Сбербанк. Однако, по данным из более компетентных источников, в среднем по стране рост за год составит 18%, съев льготы от ипотеки для нуждающихся семей и переложив преференции в карманы застройщиков.
А что же народ? Клюнув на посулы про льготные кредиты, молодые семьи, часто с детьми, оказались в ловушке взлетевших в одночасье цен на квадратные метры. «Вопреки ожиданиям, состояние рынка недвижимости в России в июле и августе больше похоже на перегрев, чем на обвал», — обтекаемо говорится в обзоре центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU».
И тут не надо быть семи пядей во лбу. Воспользовавшись ипотечным калькулятором той же компании, любой желающий может сам убедиться, что рост цен полностью нивелировал льготную ипотеку и загнал народ в еще большую долговую кабалу.
Те, кто в нее поспешил залезть, уже, наверное, все поняли и без сложных подсчетов. Радует, что эту проблему разглядели и наверху. «Пока в настоящий момент есть такие примеры, когда, к сожалению, цена для людей дорожает именно из-за застройщиков», — заявил в ходе встречи с депутатами Госдумы глава Кабмина Михаил Мишустин. Но последствия могут быть самые серьезные не только для доверчивых граждан, но и для всей страны. Если, например, в случае непредвиденных потрясений надуваемый ипотечный пузырь в одночасье лопнет, то рухнут банки, а за ними и стройотрасль — и вся экономика...
Казалось бы, перед лицом такой опасности правительству надо остановиться, посчитать, внести коррективы. Но куда там! Денег стройкомплексу всегда мало, и вот Минфин вносит в правительство проект постановления о продлении программы льготной ипотеки до 1 июля 2021 года. А как же взлет цен на жилье, который виден уже невооруженным глазом? Разумеется, он оправдывается жутким ростом издержек, нестерпимым удорожанием материалов и — особенно! — рабочей силы (гастарбайтеры из-за падения рубля уезжают из России). Хотя, по данным Росстата, себестоимость строительства в I-III кварталах 2020 года осталась практически неизменной.
Эти люди, похоже, напрочь забыли, о чем говорил им президент Путин в ходе заседания Совета по нацпроектам 13 июля: «Все, что связано с повышением издержек, необоснованных издержек и экономически необоснованного роста стоимости метра жилья, должно быть в поле нашего внимания, зрения, должно приводить к конечному результату. А именно — к таким ценам, которые были бы по карману людям. Вот о чем мы должны думать». Президент сказал — они подумали и... сделали свои выводы.
Если проанализировать документы строительных компаний, нетрудно прийти к выводу, что прибыльность некоторых проектов достигнет 120%. Поговаривают, якобы среди стройкомпаний, сорвавших куш на подорожавшем жилье, есть и напрямую связанные с вице-премьером Маратом Хуснуллиным. Но это, конечно, вранье, ибо в России с коррупцией давно идет бой... А в среднем прибыль по строительной отрасли составит в текущем году 30-50%. В том числе и за счет бюджета, разумеется.
«Продление льготной ипотеки означает, что дополнительная нагрузка на бюджет будет приводить к тому, что на рынке будут поддерживаться завышенные цены на жилье, что опять же для конечных покупателей хуже», — говорит глава аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко. Перефразируя слова старины Маркса, можно сказать, что за такие деньги эти люди и Красную площадь готовы застроить.
То, что сейчас происходит, по достоинству оценят наши потомки, которым придется жить в каменных джунглях, в условиях жесточайшей перенаселенности. Преодолено сопротивление здравомыслящих граждан, не существует реально работающих законодательных ограничений. Массовая точечная застройка, возведение человейников на месте защитных лесов и парков — в порядке вещей. Практически уничтожены легкие столицы — леса первой категории защиты, которые обеспечивали город кислородом и прохладой. Под нож идут заказники и заповедники. Зато во всех рекламных проспектах и роликах новоселам обещают шум листвы и трели соловья. Что ни новый жилой комплекс — то рассказы про парковую зону, чистый воздух и тишину — про то, чего в столице нет и, боюсь, уже быть не может. Плотность населения в некоторых районах Москвы намного превышает показатели густонаселенных стран Азии. И это при нашем-то раздолье!
Между тем способов помочь людям обзавестись собственным комфортным жильем немало. Например, можно было бы умерить аппетиты бизнеса и вместо минимальной платить достойную зарплату людям. Или за счет сокращения неэффективных госрасходов снизить налоговую удавку на шее граждан. Самый быстрый и простой способ — раздать людям землю (благо ее в России все еще хватает), обеспечить инфраструктуру и помочь со стройматериалами.
Обо всех этих «бы», как и о множестве других способах осчастливить россиян, постоянно рассуждают вменяемые экономисты и даже некоторые чиновники. Но вместо реальных дел рождаются бредовые идеи вроде «Дальневосточного гектара» или арктического. А благие намерения оборачиваются непродуманными телодвижениями вроде льготной ипотеки...
Еще можно не повышать, а резко снизить цены на жилье. Как? Например, убрав административные барьеры (читай: откаты за выделение стройплощадок, оформление документов, подведение коммуникаций и т. п.). Но вместо этого принимаются государственные программы, направленные на искусственное поддержание высоких цен. Вроде так называемой стратегии пространственного развития, по которой российский народ планируется свезти на небольшие клочки суши, которые у нас почему-то решили называть «территориями опережающего развития» или мегаполисами. А на деле — в пространства, устроенные вопреки всем канонам урбанистики и экологии, в бетонные джунгли, бантустаны для проживания аборигенов. При этом земля и жилье в них будут неуклонно дорожать. И все это во имя народа...
Вместо послесловия
Декларации о финансовой поддержке граждан раз за разом оборачиваются выгодой для крупного бизнеса и связанных с ним высоких чиновников. Так случилось с реформой пенсионной системы. Так было с раздачей пособий в пандемию, которые съели взлетевшие цены на товары первой необходимости. Так получилось и с льготной ипотекой, выгода от которой перекочевала в карманы владельцев строительных компаний. Кому малогабаритная квартирка, а кому — особняк с видом на море.