- Татьяна, не было ли в вашем возвращении на ТВ желания вновь стать медийным лицом, что нынче сулит немалые дивиденды?
- В бизнесе это называется "цена вопроса"... Но одно дело, когда новичок приходит на ТВ - хочет сделать карьеру, стать знаменитым, чтобы на него показывали пальцем на улице. А передо мной, к счастью, такой задачи не стоит. И здесь цена вопроса только в том, насколько это интересно, насколько в данный момент для меня это важно. Канал "Домашний" меня подкупил тем, что сначала меня просто пригласили как гостью на программу "Кулинарный техникум", где я готовила рыбу в соли. Я спросила: "А можно мне использовать свой соус?" Они сказали: "Да, конечно!" "А можно принести бутылку с этикеткой или ее надо заклеить?" - "Нет, зачем, пусть так стоит!" И это без денег, что меня больше всего потрясло.
- Так это соусы сдружили вас с "Домашним"?
- Главным аргументом стала возможность поработать в прямом эфире. Там ведь, как в театре, чувствуешь обратную реакцию, когда тебе звонят в студию. Во мне прямой эфир вызывает адреналин и желание готовиться к нему как можно серьезнее!
- Да, но пока ваша передача довольно традиционна по форме и содержанию... Есть ли у вас какие-то оригинальные идеи для ТВ?
- Программа для женщин, какой пока нет. Не буду раскрывать карты, потому что, как только скажешь, кто-нибудь немедленно это сделает. Недавно я была огорчена, когда увидела в эфире "Другие новости". Эту идею ведь я придумала, когда еще работала в программе "Утро"! Не только идею, но и название! Я хотела, чтобы были новости немножко с юмором. В 90-е годы жизнь была бурная, хаотичная, то и дело возникали анекдотические ситуации. Поскольку ТВ - это видеоряд, а технических возможностей тогда не хватало, мне пришла в голову идея привлечь Василия Пескова, художника, мгновенно рисовавшего карикатуры. Пока я читала какую-то заметку в эфире, он рисовал. Получалось смешно!
- Например?
- Тогда было время всеобщего бартера. И вот мы узнали, что на Украине в одном из городов определена такса за проезд на такси: доехать до вокзала - пакет гречки, до аэропорта - курица. Василий немедленно нарисовал картинку: едет такси, оттуда высовывается таксист в кепке с оторванной куриной ногой и кричит: "Возьмите сдачу!" Все это называлось "Другие новости".
- А как складывается ваша карьера бизнесвумен?
- Спасибо, хорошо. Правда, недавно пришлось лететь в срочную командировку в Болгарию. Там сгорели восемь тысяч наших деревьев... А в остальном (улыбается), как в песне про прекрасную маркизу, все хорошо, все хорошо...
- А что случилось в Болгарии? Неужели происки конкурентов?
- Кто-то из крестьян поджег в своем саду траву, лень было убирать. Жара, засуха - огонь моментально перекинулся на наши деревья... Для меня целая трагедия, так как теперь мои идеи зависли! У нас есть соус номер два - классический, номер семь - дамский, но нет номера один. Меня часто спрашивают: "А где же номер один? Почему сразу - два?" Потому что номер один я держала в резерве, чтобы сделать суперсоус. Для него и были посажены те самые сгоревшие деревья...
- Многие бизнесмены говорят, что им не хватает 24 часов в сутки... А вы теперь еще и с телевидением завязались!
- Если бизнес грамотно выстроен, то не поглощает так уж много времени. У нас опытные специалисты на ключевых позициях. Есть дистрибьютеры, занимающиеся продажами. Есть финансовый директор. 24 часов не хватает, когда случается пожар в садах или когда надо что-то новое произвести. А вот ТВ, кино, театр - это такие вещи, что сидят в голове всегда. На "Домашнем" передача "Татьянин день" появляется дважды в неделю, но уже за день-два до эфира начинаю готовиться, думаю, кто из гостей придет, что у них спросить, кроме: "Ваши творческие планы?
- На волне нынешней ностальгии вас не звали вернуться в "Спокойной ночи, малыши!"?
- Еще лет семь назад звал известный продюсер. Но я в то время не представляла себя в роли "тети Тани". Я говорила: "Нет смысла возвращаться в то, что ты уже делал! Можно вернуться на ТВ, но делать что-то другое. И вообще я живу сейчас за границей". На что продюсер возражал: "Неважно! Будем приезжать к вам и снимать в Париже!" Конечно, это оказалось бравадой, они не приехали...
- Веденеева и по сей день в рейтингах ТВ-ведущих на высоких местах! Чем объяснить этот феномен?
- Сама поражаюсь! Ведь на "Домашнем" я без году неделя, а до этого не работала десять лет... Причина, наверное, в том, что когда-то я очень много сделала на ТВ для самой разной аудитории. Начиная от "Спокойной ночи" и заканчивая "Голубыми огоньками". А в советское время в семье было по одному телевизору, его смотрели бабушки с внуками, отцы с детьми. Я сейчас часто слышу из уст очень взрослых людей: "Тетя Таня, я вас люблю с детства!" Сначала была в шоке, теперь немножко привыкла, поняв, что это мой рок. Но когда убеленные сединами люди говорят, что я символ их детства, то хочется поинтересоваться: "Да, но сколько же вам лет, уважаемый!?" Выясняется, немало! А все дело в том, что он смотрел мои программы с дочкой или с внучкой. А сейчас все слилось, и ему кажется, что это было его собственное детство...
- Как вам нынешние ведущие "Малышей" Оксана Федорова и Анна Михалкова?
- Они очень разные, но Оксана мне нравится больше. Но вообще-то мне кажется, что этой программе не хватает времени. Когда я в ней работала, она длилась 15 минут. Достаточно большой промежуток, и на интермедию хватало. Сейчас же крошечный мультфильм, крошечная интермедия - не развернешься. Я тогда еще заметила, что маленьким детям интересна именно интермедия. Маленькие дети искренне верят, что Хрюша и Степашка живые. Мульфильм для них не столь важен. Мультики начинают нравиться детям постарше. Сейчас же получается, что детям не хватает времени пообщаться с любимыми куклами... Я бы, может быть, хотела заниматься подобной программой как продюсер. Я бы вообще ее изменила. Мне кажется, современные дети требуют иного формата.
- Татьяна, вспомним былое. Как вы, молодая и неопытная, сумели пробиться в ведущие "Голубого огонька" на чопорное советское Центральное телевидение?
- Сначала год проработала стажером. Затем режиссер предложил: "Давайте попробуем новенькую в "Огонек", которая снимается в Ленинграде!" Редактор была категорически против. Она сказала: "Мы сейчас спросим у основного ведущего!" А им был знаменитый ленинградский актер Игорь Горбачев. Позвонили ему: "Кого бы вы хотели себе в партнерши?" Перечислили несколько фамилий. Тут Горбачев предложил: "У вас там новенькая девочка появилась, под мальчика подстриженная, может быть, ее позовем?" Редактор сказала: "Хорошо, подумаем!", но не спешила давать добро. Эта история дошла до Лапина (всемогущего председателя Гостелерадиокомитета СССР. - М.С.), который неожиданно воскликнул: "Пора новых ведущих привлекать!" Так и решилось.
Мы снимали "Голубой огонек" в ленинградской гостинице "Прибалтийская". Та самая редактор мстила мне, мучила при всех, заставляла по 15 раз произносить каждую реплику: "Вы недостаточно бодро говорите! Не так улыбаетесь!" Один Горбачев меня спасал. Когда костюмерша спрашивала: "Какую рубашку вы наденете, в полосочку или клеточку?", он говорил: "Как Танечка скажет, такую и надену!" Я ему была очень благодарна, потому что это была школа выживания. После этого я уже ничего не боялась на ТВ.
- Вы ведь по профессии актриса. Но в последнее время ни в кино, ни в театре вас не видно...
- Честно говоря, пока мне ничего и не предлагают. Ни хорошего, ни плохого. Если предложат что-то интересное, может быть, вернусь. Но, думаю, фильм "Здравствуйте, я ваша тетя!" мне уже не переплюнуть. А в дешевом сериале сниматься некогда и скучно. Вот в театре было бы интересно поработать, даже в антрепризе. Антрепризные спектакли ведь мобильны, пользуются зрительским успехом, ездят по городам. В свое время я недостаточно посмотрела СССР. Например, мне было заказано ездить в Тбилиси, потому что туда "блондинкам вход воспрещен". Я опускалась на дно морское, видела египетские пирамиды, Китайскую стену... Чего только не видела! А вот в собственной стране так мало чего посмотрела. Появись сейчас шанс поехать по России с каким-то проектом, я бы не отказалась. Жизнь вообще надо пробовать на вкус.
- Многие говорят, что у вас на экране поистине стопроцентное обаяние. Есть какие-то профессиональные секреты?
- Когда я была новичком на ТВ, конечно, как и все, делала ошибки. Их было много, особенно в первый год. Меня постоянно вызывали на ковер, угрожая увольнением. Ошибки были в том числе и в манере общения со зрителем. Удивительно, что и сейчас многие ведущие совершают те же промахи. Нельзя работать в камеру на конкретного человека. Особенно этим грешат молодые женщины. Начинают кокетничать, словно перед своим парнем. Но есть закон: нужно иметь собирательный образ. Постарайся всех людей, тебе приятных и дорогих, объединить в один образ. Тогда твое поведение будет правильным, и ты волей-неволей будешь излучать позитивную энергию.
- Говорят, ваш супруг - заядлый рыбак?
- Да, муж все время на рыбалке, но я к этому нормально отношусь (улыбается). Он сейчас стал президентом всероссийского рыболовного общества, дает интервью для журналов и ТВ. Так что, когда его нет дома, я тоже его вижу на страницах журналов и на телеэкране.
- Какую профессию выбрал ваш сын Дмитрий?
- Журналист. Работал на радио Би-би-си. Сейчас хочет жить и работать в Москве. Английский знает в совершенстве, лучше, чем русский.
- У него мамина фамилия?
- Да, но я ему советую сменить фамилию. Не очень хорошо иметь фамилию известных людей.
- Вы довольны тем, что богаты и знамениты?
- У Великой стены мне один старый-старый китаец нагадал, что к 55 годам я стану очень богатой. Но главное - знаменитой! Все русские вокруг, услышав это, стали смеяться. Мудрый китаец не понял, почему всех это так повеселило...