В Госдуме обсуждается вопрос прекращения газификации домов, но газомоторное топливо пока вне критики. Объяснение тому больше из области эмоций. Да, газ – штука полезная, но, увы, чрезвычайно взрывоопасная. Страшная трагедия в Магнитогорске 31 декабря стала в России 29-й аварией, связанной с использованием бытового газа. А вскоре последовал взрыв дома в Шахтах...
Помимо изношенного газового оборудования нередко к критическим ситуациям приводит человеческий фактор. Так, зимой люди зажигают газовые конфорки, чтобы согреться. Иногда огонь гаснет, а газ продолжает идти. Так создается предпосылка для трагедии. В России сетевым или сжиженным газом снабжается 2/3 жилого фонда. Эта цифра растет. На реализуемую в течение 20 лет масштабную программу газификации российских регионов уже затрачены сотни миллиардов рублей. И что теперь – взять все и остановить?
«Надо немедленно отказываться от газификации и срочно переходить на электричество в коммунальном хозяйстве, – заявил «Труду» Михаил Емельянов, первый замглавы комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству. – Если говорить о «Справедливой России», то мы с коллегами такое предложение делали несколько лет назад. За ним стояли подсчеты экспертов».
Депутат Госдумы от Ростовской области, единоросс Виктор Водолацкий не столь категоричен. По его словам, они готовят предложение закрепить законодательно обязательную установку газоанализаторов в квартирах старого жилого фонда. По нынешним строительным нормам застройщики обязаны устанавливать в каждой квартире газоанализаторы и электромагнитные клапаны, однако на старое жилье закон не распространяется, а значит, угроза ЧП и трагедий сохраняется.
И все эти разговоры происходят на фоне активного обсуждения программы газификации транспорта в РФ. «Мы подготовили концепцию развития рынка газомоторного топлива. Предусматриваются амбициозные планы – до 2030 года увеличить потребление газа с сегодняшних 600 млн кубометров до почти 11 млрд»,– заявил недавно министр энергетики РФ Александр Новак. Председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный предложил освободить от платы за проезд по платным дорогам федерального значения грузовики, работающие на газомоторном топливе...
Получается, одной рукой власти стараются оградить жителей от газа в их квартирах, а другой продвигают использование газа на дорогах. Как тут не вспомнить, что в бытовых трубопроводах давление газа немногим более одной атмосферы, а давление метана в газовом оборудовании для авто превышает 200 атмосфер, что сравнимо с гранатой. Для аварийного выхода газа достаточно самого незначительного нарушения герметичности. Отсюда и частые возгорания, и взрывы автотранспорта с газовым оборудованием.
Безусловно, такое оборудование имеет сертификаты с гарантией безаварийной работы, а современные газовые баллоны изготавливаются из композитных материалов высокой прочности. Однако это оборудование требует периодического проведения прописанных в нормативных актах регламентных работ – «курсов профилактики». Увы, многие необходимые процедуры и наставления у нас повсеместно не соблюдаются. Хотя бы потому, что миллионы граждан, экономя деньги, чинят свои машины либо собственноручно, либо в «гаражных автосервисах» на коленке. Со всеми вытекающими (в буквальном смысле слова!) последствиями.
Понятно, враз отказаться от газа нереально, и газовые плиты будут эксплуатироваться еще долгие годы. Но поставить жирный вопросительный знак над планами дальнейшего распространения опасного газового автооборудования можно и нужно. Думается, с этого должна начаться дискуссия о дальнейших перспективах использования газомоторного топлива. Конечно, в этой проблеме тесно переплелись интересы крупных игроков (газовых производителей, властей в регионах, производителей оборудования), вопросы экологов (ведь газ «чище» бензина). Но безопасность, думается, в этой дискуссии должна стоять не на последнем месте. Вопрос, что такое «газомоторка» для человечества – благо или «граната в багажнике», с повестки дня не снят.
Кстати
Мэрия Москвы в концепции развития городского транспорта в качестве приоритета определила не газомоторный автотранспорт, а электробусы. Сегодня их на городских маршрутах несколько десятков, а уже через пять-семь лет счет пойдет на тысячи.