Итак, до старта Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро осталась ровно неделя, а кто будет представлять на них Россию, до сих пор неясно. Легкая эйфория по поводу решения МОК пустить-таки команду России на Игры быстро сменилась кошмаром. Поскольку Международный олимпийский комитет, эта важнейшая в спортивной иерархии инстанция, отдал решающее право допуска наших атлетов федерациям, те за несколько дней вычеркнули из списков сборной России более сотни спортсменов, причем на основании непрозрачных и просто абсурдных критериев. В результате состав нашей олимпийской команды, уже чищеный-перечищеный, сократился на треть. А еще около сотни атлетов из заявочного листа ожидают решения своей участи. Ну и кому, скажите, нужны такие «игры»? Похоже, довольны лишь наши чиновники. Избежав категорического решения и неминуемой отставки и получив взамен разгром команды по частям, они теперь вовсю расхваливают «мудрый» МОК.
В начале недели об отсутствии претензий и допуске наших команд в полном объеме заявили далеко не во всех международных федерациях: например, художественной и спортивной гимнастики, тенниса, настольного тенниса, бадминтона, триатлона, дзюдо, конного спорта, спортивной стрельбы, стрельбы из лука. Без дисквалификаций обошлось в некоторых водных дисциплинах: прыгуны в воду, синхронистки и ватерполистки (в Рио пробилась только женская сборная) собираются в путь.
А ряды все редеют
А вот пловцы понесли невосполнимые потери. К Играм не допущены Юлия Ефимова и Владимир Морозов, Михаил Довгалюк и Наталья Ловцова, Никита Лобинцев и Дарья Устинова, а также Анастасия Крапивина, единственная представительница России в плавании на открытой воде. «Мы допущены, но как бы без пары рук и ног», — обрисовал ситуацию глава Всероссийской федерации плавания Владимир Сальников. Сильный образ, но верный. Плавайте обрубком, ребята, сказали нам, по-доброму щурясь...
А по гребцам нанесен точечный удар. Из-за дисквалификации троих заявленных олимпийцев путевок в Рио автоматом лишились еще 15 атлетов, поскольку составы экипажей байдарочников и каноистов изменениям не подлежат. И первоначальная заявка на 28 гребцов сокращена до шести. «Это унижение какое-то. Я нахожусь в шоковом состоянии», — делится президент Федерации гребного спорта России Вениамин Бут.
Четверых Россия потеряла в велоспорте (Ольга Забелинская, Ильнур Закарин, Сергей Шилов, Кирилл Свешников), одного — в волейболе (Александр Маркин), одного — в парусном спорте (Павел Созыкин), двух — в современном пятиборье (Максим Кус-тов и Илья Фролов), как минимум двух — в тяжелой атлетике (Татьяна Каширина и Анастасия Романова), как минимум одного — в борьбе (Виктор Лебедев). Добавьте к этому дисквалификацию всех 68 российских легкоатлетов, о которой стало известно за несколько дней до решения МОК. Получается, в «королеве спорта» Россию представит лишь одна атлетка — Дарья Клишина, имеющая счастье жить и тренироваться в США, у американского тренера...
И это еще не конец. Тяжелоатлеты могут быть дисквалифицированы в полном составе, вероятно, «перетрясут» и борцов — специальная комиссия под лупой изучает подноготную российских сборников. А Международная федерация плавания решила перепроверить допинг-пробы, взятые на прошлогоднем чемпионате мира в Казани.
Арифметика такова: по состоянию на 28 июля мимо Игр пролетали 109 членов нашей команды. Официальный же допуск получили 273 россиянина, остальные находились в подвешенном состоянии(для сравнения: в Лондоне-2012 за Россию выступали 436 олимпийцев, а в Пекине-2008 — 467). И за все это мы благодарим «коллег» и «партнеров» из МОК?!
С русскими разговор особый
МОК рекомендовал федерациям «сокращать» спортсменов, базируясь на двух критериях: наличие допингового прошлого и упоминание их имени в докладе комиссии WADA под руководством Ричарда Макларена. Однако оба критерия выглядят, мягко говоря, сомнительно. Если спортсмен ранее был уличен в применении допинга и попал под соответствующие санкции, почему он должен страдать вторично? Штангистку Каширину поймали на допинге в возрасте 15 лет в 2006-м, гребцов Подшивалова и Карабельщикову — в 2007-м. А какие претензии к ним сегодняшним через десятилетие? Такой порядок противоречит принципу недопущения двойного наказания, прописанному в кодексе того же WADA. И почему иностранные атлеты с допинговым прошлым (к примеру, дважды отбывший дисквалификацию американский спринтер Джастин Гэтлин) преспокойно едут в Рио?
Еще более нелепая ситуация сложилась с докладом Макларена, в котором говорилось, что «плохие» анализы отдельных спортсменов, вероятно, были подменены. Как известно, перечень таких спортсменов (нигде целиком не опубликованный) известен лишь со слов бежавшего в США экс-главы московской лаборатории Григория Родченкова. Является ли его свидетельство достаточным для дисквалификации без суда и следствия?
«То, что эти атлеты фигурируют в докладе, еще не значит, что они применяли допинг. И автоматическое отстранение нарушает их права, — рассуждает спортивный юрист Майк Морган на страницах The Guardian. — Допустим, их выкидывают с Рио-2016, а через пару месяцев мы узнаем, что они не нарушали антидопинговых правил. Урон будет непоправим. И единственный способ компенсировать его — иски о возмещении ущерба».
Но это если рассуждать с точки зрения здравого смысла. Однако многие решения находятся за гранью его. Так, «чистых» в прошлом гребцов отстранили лишь из-за того, что они проходили допинг-тестирование в России, а не за рубежом. Что это, как не откровенная дискриминация? А волейболиста Маркина не вызвали в сборную из-за временной дисквалификации по «мельдониевому» делу, хотя WADA ранее признало, что напрасно зачислило этот препарат в черный список. Налицо ужасающая предвзятость! Посмотрите: по данным последнего отчета WADA, Россия в 2014 году находилась на 19-м месте в мире по проценту положительных проб, пропустив вперед Францию, Бельгию, Норвегию и еще пять европейских стран. Однако допинговой «империей зла» объявили именно нас...
WADA напоминает пушку, отвязавшуюся на палубе во время шторма и грозящую разнести весь олимпийский корабль. Эта контора, вдруг ощутившая себя главной в мире спорта, критикует МОК за нерешительность в отношении России и «выражает разочарование его решением...». Грозит вообще вычеркнуть нашу страну из большого спорта, лишив допуска на предстоящие Паралимпийские и зимние Игры.
У нас нет внятной политики на спортивном фронте. И это уже диагноз.
Но сегодня все очевидней, что главная цель тех, кто затеял беспрецедентную кампанию по дискредитации российского спорта и нашей страны в целом, — это предстоящий чемпионат мира по футболу. Те же силы, что провели нынешнюю спецоперацию, сделают все, чтобы лишить Россию ЧМ-2018. И не стоит предаваться иллюзиям: мол, наши партнеры из ФИФА обещают не менять давно принятых решений. Цену таким обещаниям мы уже знаем. Завтра появятся «признания» очередного перебежчика — и польется такая грязь, что вовек не отмыться.
И чем больше мы будем блеять что-то невнятное про готовность бороться за чистоту спорта, тем туже будет затягиваться веревка на шее российских спортсменов. Выдавить их с международной арены, показать, что никакой другой перспективы, кроме как менять гражданство и уезжать из своей страны, у них нет, — вот к чему ведут дело «партнеры» и «коллеги».
За чистоту спорта бороться надо, и тут у России дел — поле непаханое. Но сегодняшние разговоры про эту чистоту — лишь повод к подковерной войне, не более. Причем к войне на уничтожение. По сути, два года наши спортивные чиновники прятали голову в песок, надеясь, что все само рассосется. Не рассосалось. Сегодня мы пожинаем плоды отсутствия внятной политики на спортивном фронте. Если все оставить так, как сейчас, завтра эти плоды будут куда горше нынешних.
А пока ведущие российские атлеты, выбывшие из борьбы за медали Рио-2016, пытаются поодиночке искать справедливость. Иск в Страсбургский суд по правам человека собирается подать прославленная Елена Исинбаева. Пловчиха Юлия Ефимова подает апелляцию в Спортивный арбитражный суд (CAS), ссылаясь на дело американского бегуна Лашона Меррита, которому удалось отстоять право участвовать в Играх после допинг-дисквалификации. Ее коллега по сборной Владимир Морозов написал письмо в Международную федерацию плавания, где доказывает свою чистоту. Каноист Андрей Крайтор обещает идти до конца: «Мне подмочили репутацию, причем бездоказательно и необоснованно. Я хочу, чтобы меня оправдали или официально предъявили какие-то обвинения»...
За каждой такой судьбой — личная трагедия. А у нас в целом получается «все хорошо, прекрасная маркиза». Дипломатичное решение МОК спасло главу Минспорта: по некоторым сведениям, в случае дисквалификации всей российской сборной он точно лишился бы поста. Вот мы и делаем теперь хорошее лицо. Более того, как пишет The Times, Москва сама предложила МОК отстранить своих атлетов, ранее имевших проблемы с допингом, пожертвовать ими ради остальных.
Но что значит король без пешек и прочих фигур? Да ровным счетом ничего. Кстати, в Рио наши высокие чиновники тоже не поедут — МОК отказал им в официальной аккредитации...
Голоса
Владимир Путин, президент РФ
— Тем, кто поедет в Рио-де-Жанейро, конечно, будет непросто. Но в нашем российском характере есть замечательная черта — трудности нас только закаляют и сплачивают. Я искренне желаю спортсменам показать всему миру, что мы умеем побеждать честно и открыто. Недальновидные политиканы не оставляют в покое и спорт, хотя как раз спорт призван сближать народы и сглаживать имеющиеся между странами противоречия. Сложившаяся с недопуском многих российских атлетов на Игры ситуация вышла за рамки не только правового поля, но и собственно здравого смысла. Целенаправленная кампания, целью которой стали наши атлеты, включала и двойные стандарты, и несовместимый со спортом, да и вообще со справедливостью и элементарными нормами права, принцип коллективной ответственности. Думаю, атлеты из других ведущих спортивных держав мира понимают, что качество, проба их медалей будет другой, ведь одно дело выигрывать у сильных соперников, и совсем другое — соревноваться с теми, кто явно ниже тебя по классу. У такой победы совсем другой вкус или, может быть, безвкусица.
Виталий Мутко, министр спорта РФ
— Мы признательны МОК. Не допускать до Олимпиады российских спорт-сменов, которых когда-либо ловили на допинге, справедливо.
Ирина Винер, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики
— Могу сказать только слова благодарности — мудрое решение МОК во главе с Томасом Бахом, настоящим спортсменом, олимпийцем, чемпионом Игр...
Елена Исинбаева, двукратная олимпийская чемпионка, рекордсменка мира
— Грустно до слез от бессилия перед этим беззаконием.
Сергей Шубенков, чемпион мира в беге на 110 метров с барьерами
— Законы давно пошли лесом.