Главная Культура Афиша 00:10 28 Июня 2024 5564
Дом для русского Пьеро

В Москве нет музея Александра Вертинского? Будет!

Дарья Ефремова
Фото: Государственный литературный музей

В Государственном музее истории российской литературы (ГМИРЛИ) на Зубовском бульваре стартовал проект «Александр Вертинский: Прообраз музея». Уже название говорит о заявке на нечто большее, чем просто выставка: в перспективе создание постоянной экспозиции. Многие удивятся — неужели у автора экзотичного «В бананово-лимонном Сингапуре» и пронзительного «То, что я должен сказать» до сих пор нет собственных мемориальных стен? Представьте, это так: Вертинский провел жизнь на чемоданах. С чемодана и шляпной коробки и начинается его обретение дома.

Эмигрировавший в ноябре 1920-го, Вертинский уже в 1923 году стал рваться на родину — обратился в советское консульство в Варшаве, в Берлине дошел до возглавлявшего там советскую миссию Луначарского, но получил отказ.

Житейской логики в этом стремлении вернуться не было вовсе: шансонье с успехом выступал в Париже, Вене, Берлине, Нью-Йорке, Шанхае. В числе поклонников творчества Вертинского были короли и миллионеры: Густав Шведский, Альфонсо Испанский, принц Уэльский, Вандербильты и Ротшильды. Его слушали и слышали Рахманинов, Шаляпин, Марлен Дитрих.

Фото: Государственный литературный музей

Открывавшая выставку на Зубовском дочь поэта Анастасия Вертинская обратила внимание зрителей на сундук и ту самую шляпную коробку, процитировав слова из письма Александра Николаевича: «25 лет мне снился один и тот же сон: я возвращаюсь домой и ложусь на сундук. Потому что лучше сундук дома, чем пуховая постель на чужбине».

— Артист с мировым именем, он был патриотичным человеком и вполне может служить примером беззаветной любви к России в сложных исторических обстоятельствах ХХ века, — говорит директор Музея Серебряного века Михаил Шапошников.

В том музее, имеющем также более конкретное посвящение Валерию Брюсову, некогда хозяину этого особняка на Первой Мещанской (ныне проспект Мира), и готовятся принять будущую экспозицию о Вертинском. Но, чтобы идея воплотилась в жизнь, требуется еще многое сделать — в частности, передать Музею Серебряного века флигель (бывшие гаражи и конюшни доходного дома Баева), сделать реставрацию.

— Во всей России пока нет музея Вертинского, — продолжает собеседник. — В его родном Киеве есть хотя бы памятник, Москва же до недавнего времени ограничивалась мемориальной доской по адресу: Тверская, 12, где шансонье жил в последние годы с семьей. Но квартира не могла стать музеем, потому что в ней жила вдова Лидия Владимировна. В декабре 2013 года после ее смерти Марианна и Анастасия, их с Александром Николаевичем дочери, передали архив отца в дар ГМИРЛИ, а сейчас поделились и личными вещами.

Выставка на Зубовском открывается известным портретом артиста в образе Пьеро. Снимок был сделан в Москве в 1918 году. За ним череда фотографий и афиш, концертный фрак, портсигар, портмоне, бутоньерка в виде белых гардений, ноты, граммофонные пластинки англо-американской фирмы Columbia.

Ноты и диски расположены прямо на стенах — вкупе с пространством, решенным художником Анной Колейчук в виде дороги, они создают чувство движения. Яркая метафора вечного кочевья:

Кабинет Александра Вертинского воспроизведен в точности таким, каким был в той самой его квартире на улице Горького (сейчас Тверская), 12: антикварный стол с вензелем Наполеона, кресло, лампа, бронзовые подсвечники, книжный шкаф. Как вспоминала Лидия Владимировна, мебель он искал по комиссионкам — обожал красивые вещи. В Ленинграде комиссионок было больше, чем в Москве, и артист выезжал туда специально.

Его возвращение в СССР окутано легендами. Одна из них гласит, что добро на то дал сам Сталин, в часы отдыха любивший слушать «ариетки», особенно песню «В синем и далеком океане». Усатому вождю приписывают фразу: «Дадим артисту Вертинскому спокойно дожить на Родине». А есть и такая байка: едва ступив на родную землю, Вертинский наклонился ее поцеловать — и у него тут же украли два чемодана. Вымысел или правда, неизвестно.

А вот факты: снимки с дочерями дома и на первомайской демонстрации. Строка в воспоминаниях: «Я — живу. И живу неплохо... Народ меня принимает тепло и пока не дает мне уйти со сцены». А еще шутливое письмо к дочерям: «Ко мне на концерты приходил кот Федул, он уехал с Курильских островов, потому что мышей там мало, а рыбы он не любит. Он поступил в оперу, где и будет петь. А жена его Феклушка сделалась балериной и танцует балет „Лебедячее озеро“. Летом всей семьей они приедут к нам в Анапу — купаться в песке, потому что воды они не любят».

Отдельный уголок посвящен роману 51-летнего Вертинского и 17-летней грузинской княжны Лидии Циргвавы. «Она у меня, как иконка — / Навсегда. Навсегда. / И похожа она — на орленка, / Выпавшего из гнезда».

Романтическая история любви с огромной разницей в возрасте — еще одна стержневая линия его судьбы, как и служба санитаром на фронтах Первой мировой, эмиграция, роман с Марлен Дитрих: История поздней женитьбы стала ударным аккордом в сериале Авдотьи Смирновой «Вертинский», где жизнь шансонье ветвится и петляет от женщины к женщине, от гэбиста к особисту, из кафешантана в богемную мастерскую друзей:

Что поделать, российский артистический миф таков, что в нем должно быть место донжуанству, шалопайству, политическим гонениям и вознесению. Но что нужно знать про Вертинского в действительности, так это то, что он большой и самобытный поэт, оставивший не только стихи, но и положивший начало такому явлению, как авторская песня. Побывавший на последнем концерте Вертинского критик Лев Аннинский вспоминал: «Он пел чужое вперемежку со своим, не уточняя, где чье. Пел Блока, Волошина, Северянина, Есенина, Цветаеву, Ахматову, Тэффи, Гумилева, Симонова. Иногда переиначивал их тексты „под себя“ — это считалось в порядке вещей. На заре „гласности“, когда стало „можно“, какие-то новаторы выпустили „Избранное“ Вертинского, где в качестве его песен тиснули „Китайскую акварель“, „Сероглазого короля“, „Среди миров мерцающих светил“; даже „До свиданья, друг мой, до свиданья“ — беспардонно перелопаченное в „Письмо к даме“, — я не помню, чтобы по этому поводу знатоки-стиховеды выразили протест».

Потому что, продолжает критик, «было привычно, что все, исполняемое Вертинским, — „его“: его легенда, его мир, его Я, а сочиняет ли он сам слова или ноты или берет их, где хочет, — не очень важно ни слушателям, ни ему самому».

По сути, это и было началом «того метода перекрестного авторского опыления, который уже в наше время позволял Визбору петь тексты Городницкого, а Анчарову — тексты Грина вместе со своими, не уточняя авторства. Не уточнял и Вертинский: текст — ценность не самодовлеющая, это лишь составная часть даже не песни, а «представления». Это потом Вертинского «расчленили» на «поэта, композитора и исполнителя»; сам он называл себя однозначно: «артист».

Ко Дню метростроителя открылась выставка картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы

Ольга Щербакова
Труд
Картины Ариадны Лозинской. Фото из открытых источников

Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо,...

Полемические заметки об одном спорном фильме – и не только о нем

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В российском прокате — громкая новинка: англо-американский боди-хоррор «Субстанция» в постановке француженки Корали Фаржа. Фильм был удостоен приза за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. Его...

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

В Москве показали сокровища Свода памятников архитектуры и монументального искусства России

Елена Широян, искусствовед
Труд

Если вы хотите быстро, без штудирования истории, понять, что такое Россия, вам сюда, в Аптекарский приказ. Музей архитектуры открыл в своем старейшем корпусе выставку с названием, загадочным для постороннего: «Собирая...

На экран вышел восьмисерийный фильм «Комбинация»

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Снова на экране рубеж 1980-1990-х. На сей раз — в восьмисерийном фильме «Комбинация», показ которого продолжает онлайн-кинотеатр Wink. И опять среди отзывов множество таких, где оцениваются не столько...

Вновь открытая РАМТом пьеса начала ХХ века звучит очень современно

Анна Чепурнова
Труд
Любви все возрасты покорны (Анна Тараторкина и Евгений Редько). Фото Сергея Петрова предоставлено РАМТом

Публика знает: Российский академический молодежный театр — это место, где воздух напитан интеллигентностью и свободой, а спектакли худрука Алексея Владимировича Бородина категорически не рекомендуется пропускать. В прошлом...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 3929
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...

Афиша 19:01 / 05 Октября 2024 3475
Живее всех живых!

Сергей Снежкин приступил к съемкам биографического проекта о Жириновском

Труд
Фото: © Anatoly Lomokhov, Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Жириновского то и дело вспоминают в политических ток-шоу. Он-де предсказал и ту войну, и эту, и тот катаклизм, и другой. Хорошо, конечно, что появился пророк в своем отечестве. Раньше все время ссылались...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?