Вот уже месяц с утра дзенькает телефон и сваливается сообщение о надвигающейся «черной пятнице» на Wildberries. У них каждая пятница — черная. Хотя «по протоколу» должна быть после американского Дня благодарения, то есть сегодня, в последнюю пятницу ноября, 27-го. Но, с другой стороны, в пандемию, когда люди предпочитают не шататься по торговым центрам, а делать покупки в интернет-магазинах, каждый божий день для онлайн-продавцов — черная, то есть прибыльная пятница.
Все идет из той же Америки: во время предрождественских распродаж, когда цены падают ниже плинтуса и торговля гипотетически должна бы, казалось, нести убытки, она, вопреки всему, пожинает колоссальную маржу. Ее-то с давних времен обозначали в бухгалтерских счетах черным, а убытки — красным.
Черный цвет господствует и на Wildberries, недаром основательница и владелица крупного интернет-продавца Татьяна Бакальчук с состоянием в 1,2 млрд долларов за короткий пандемический промежуток перегнала Елену Батурину. За 2019 год оборот бизнеса Бакальчук вырос на 88% в сравнении с предыдущим годом, а сейчас у нее еще на 100 млн долларов стало больше.
И я понимаю этот механизм. Человек на удаленке рыскает в интернет-пространстве. А где еще добыть быстрый серотонин для поднятия настроения? Наконец, заказывает, курьер все привозит, вешает мешок на дверную ручку — и адьес! Вы примерили — ну не совсем то, что нафантазировали, или совсем не то. Но если деньги с ног не сбивают, вряд ли потащитесь вещь возвращать. В очереди люди встречаются и без масок, опять же заполнять бумажки на возврат... Я сама, каюсь, таким же образом кучу ненужных вещей приобрела за ковидный период.
Но вот приближаются всамделишные праздники — Новый год, Рождество. Разве в такие дни, да еще при дефиците общения, можно обойтись без подарков? Вспомнила, как в начале 90-х приехала я к своей подруге в ФРГ. Погостила, настало время уезжать. Марика суетится с подарками для моих детей, целый чемодан собрала. В последний момент притаскивает рулоны нарядной бумаги и мотки ленточек с блестками: «Это тесьма для бантов и бумага для завертывания подарков!» Какие еще подарки? У нас тогда практически на все талоны были...
А вчера пошла на почту за посылкой от Марики. Эта сумасшедшая немка каждый год к новогодним праздникам шлет подарки. Не из-за дефицита, конечно, она в курсе нашего житья-бытья. Но непременная посылка к Рождеству — это у немцев в крови. Все друг другу шлют Geschenke. И мы слали. Или она сама приезжала из Фрайбурга к нам в Нюрнберг на своем минивэне, затаренная подарками, и мы гуляли по рождественской ярмарке, пили глинтвейн, ели жареные каштаны и покупали смешные мелочи друг другу на память...
И вот ровно 10 кг я получаю на почте. Распаковываю дома. Конфеты, печенья, тарталетки, всевозможные штрудели, парфюм, ароматизированные палочки, светильник в виде замка снежной королевы, шапки для бега с фонариком на отвороте — во лбу звезда горит! Интересная деталь: любая международная посылка подробно описывается — что в ней почем. Подсчитала: все богачество (21 позиция) обошлось моей подруге не слишком дорого, в 165 евро. А зарплата у нее хоть и не самая большая, но все же 2500 евро.
Ломаю голову: из чего набрать зеркальный ответ? Чтобы и вкусно, и нарядно, и российского происхождения. Пастила «Белевская» — можно заказать красивые наборы. Вкусвилловский мармелад. Тульский пряник. Всякие там «Красные шапочки» и «Мишки на севере»... Короче, собрали мы съедобную часть. А головоломки для внуков Марики, звонок с надписью «Кофе» и мягкого голубого бегемотика из валяной шерсти для иголок заказала в Wildberries.
Еле набрали 5 кг. Встало это в 13 500 рублей. С ног не сбивает, но при наших-то зарплатах и пенсиях на размышления про «что-то подправить в консерватории» еще как наводит.