По данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот между Россией и Китаем в январе — августе 2023 года вырос на 32% и составил 155,1 млрд долларов. Если в прошлом году рекордными темпами рос российский экспорт в КНР, в основном за счет углеводородов и сырья, то в нынешнем году впечатляющую динамику показывает импорт из Китая, который увеличился на 63,2% — до 71,8 млрд долларов. Это и понятно, соседи предоставляют те товары, которые в России не производят. Поставки же из РФ в КНР выросли на 13,3%, составив 83,3 млрд долларов.
Как видим, пока Россия больше продает соседям, чем покупает. Это связано в том числе с тем, что до 70% наших поставок приходится на углеводороды и сырье, объемы которых резко выросли после переориентации РФ на Восток и отказа Запада от российских энергоносителей. Очевидно, что в условиях санкций Россия остро заинтересована в увеличении импорта из Китая готовой продукции. Здесь нашему соседу и стратегическому партнеру практически нет альтернатив. Но и нам было бы выгодно расширить свой экспорт в Китай за счет товаров высокой степени переработки. Но как это сделать быстро и без потерь, если мы пока еще мало знаем о безбрежном китайском рынке, а соседи не очень осведомлены о нашем? Особенности ведения бизнеса, включая налоговые режимы, административные сложности и прочее, представляются многим малопонятными.
Здесь на помощь приходят профессионалы и современные инновационные инструменты. Основатель цифровой платформы двусторонней торговли B2B QIFA Сунь Тяньшу убежден, что будущее за его детищем. А он знает, что говорит, поскольку работает в сфере китайско-российской торговли уже 30 лет. «Платформа QIFA соединяет между собой два гигантских рынка — российский и китайский, обеспечивая прямое и беспрепятственное (бесшовное) взаимодействие между двумя странами, что позволит как представителям бизнеса, так и простым гражданам (потребителям) получить доступ к еще более широкому ассортименту товаров с наилучшим соотношением цены и качества», — говорит Сунь Тяньшу. Председатель совета директоров АО «Кифа» считает, что применение подобных цифровых инструментов способно за несколько лет увеличить объем двусторонней торговли на 100 млрд долларов. Кстати, перспективы QIFA по достоинству оценили и российские инвесторы, не избалованные быстрорастущими бумагами. Спрос на выпущенные в нынешнем году АО «КИФА» облигации в два раза превзошел предложение на Московской бирже. Судя по всему, такой же успех ожидает и акции этой компании, которые планируется начать продавать в будущем году.
Как же работает этот механизм? Главная особенность проекта QIFA заключается в комплексном подходе, прозрачности, понятности, надежности и открытости. Он снимает с непосвященных в таинства трансграничной торговли все заботы по таможенному оформлению, маркировке, сертификации и даже доставке. Выбранный на платформе товар придет заказчику с полным пакетом документов, готовый к реализации. Качество, безопасность гарантируются. И даже цена за время изготовления, оформления и транспортировки не изменится. Платформа берет на себя и поиск нужного товара на рынке соседей.
Для обывателя этот инструмент можно представить как некое подобие наших известных полюбившихся отечественных маркетплейсов. Пара кликов мышкой, заказал — получил. Только с более широким функционалом, который для заказчика прост и удобен. QIFA — это своего рода прообраз нейросетей в торговле, только роль интеллектуального чата выполняют цифровая платформа и команда профессионалов внешней торговли экстра-класса. «Найдем и привезем любой товар по вашему запросу», — гласит слоган на сайте www.qifa.ru. А девиз компании: «Бизнес без границ».
Платформа развивается уже 10 лет. К 2021 году она приобрела более 33 тысяч зарегистрированных пользователей, выполнила свыше 200 тысяч заказов, обработала больше 50 тысяч заявок на поиск поставщика. В настоящее время QIFA особое внимание уделяет развитию поставок готовой продукции из России в Китай. То есть тому, чем системно пока не занимался никто. На начальном этапе при поддержке правительства Московской области планируется организовать выход местной продукции на китайский рынок. Для этого реализуется проект создания хабов цифровой торговли на территории Московской области и северокитайской провинции Ляонин, где уже строится первый такой комплекс. Там российские предприниматели, заинтересованные в экспорте своих товаров в КНР, смогут хранить свой товар, организовать фасовку, упаковку, а также представить его в современном торгово-выставочном центре. Первый пробный контейнер с товарами подмосковного производства планируется отправить в Китай до конца текущего года.