- Тамара, скажите, трудно быть сильной женщиной?
- Я бы слукавила, сказав: легко! Да, трудно. В жизни вообще самое трудное - следовать простым и ясным принципам. Потому что соблазны преследуют нас, сбивают с пути истинного.
- Вы религиозный, воцерковленный человек?
- Православный храм в Тбилиси я посещала с самого детства, служба шла там на моем родном грузинском языке. Сейчас живу в Москве и слышу знакомые с детства молитвы на русском. Ощущения очень просветленные. Я соблюдаю Великий пост, стараюсь ограничивать себя и в другие православные посты, а если что-то не удается, то вспоминаю, что путникам даются поблажки. А мы, гастролирующие артисты, - вечные путники.
- У вас есть свой духовник?
- Отец Тимофей из храма Христа Спасителя. Мой батюшка - замечательная личность, я просто счастлива, что имею возможность с ним общаться. Могу позвонить ему по телефону, когда собираюсь в дальний путь или стою на пороге важных жизненных решений.
- Кому еще звоните в трудные минуты?
- Своим подругам детства и по консерваторским временам в Тбилиси. К дружбе грузинский народ относится очень трепетно. Самые близкие друзья - те, с кем я жила в одном дворе, сидела за одной партой. Когда Первый канал предложил мне принять участие в программе "Возвращение домой", отправив в Тбилиси, я была счастлива встретиться со своими самыми любимыми подругами. В наше время, когда деньги правят миром, так важно сознавать, что остаются еще и незыблемые ценности - такие, как дружба, любовь, уважение. Сегодня любой человек вынужден скрывать свои истинные чувства, чтобы не стать жертвой обмана, предательства, двуличия. И только с друзьями детства я могу поделиться сокровенным. Поэтому мне не жалко оплачивать громадные счета за междугородние телефонные разговоры с Грузией.
- Похоже, вы не питаете нежных чувств к миру эстрады. Недаром одно из ваших интервью называлось: "Я ненавижу шоу-бизнес!"
- Это ради сенсации в заголовок вынесена такая резкая фраза, но, по сути она справедлива. Я все-таки считаю себя человеком культуры, мне важно ощущать себя не персонажем попсовой тусовки, а представителем культурного процесса.
- Вы часто говорите, что очень близки со своей мамой, которая сейчас тоже живет в Москве... А с сыном Сандро у вас столь же доверительные отношения?
- Когда Сандрик был маленьким, я повсюду возила его на гастроли, это был "закулисный" ребенок. Сейчас - уже молодой мужчина, со своим внутренним миром, менталитетом. Мы с сыном обязательно по три раза в день перезваниваемся, мне кажется, я в курсе его проблем.
- Чем он занимается?
- Поступает в Лондонский университет на факультет массмедиа, специализация - театр и кино. Хочет заняться продюсированием, а впоследствии стать режиссером.
- Почему вы отправили сына в Англию? В России ведь сильная театральная школа...
- Дело в том, что у него все так сложилось: он пять лет в Америке учился, потом в Москве и еще пять лет в британском колледже. Так что нынче у него продолжение непрерывного десятилетнего образования.
- Тамара, вы прекрасно выглядите. Как поддерживаете форму?
- Работаю все больше и больше. Но в свое удовольствие.
- К пластическому хирургу еще не обращались?
- Я понимаю стремление женщин стать моложе, красивее. Я вдвойне понимаю артисток, которые делают пластику, тем не менее не могу представить, что лягу сама на стол пластического хирурга...
- Говорят, вы сейчас репетируете роль в драматическом спектакле...
- "Человек из Ламанчи" ("Дон Кихот"), который поставил Юлий Гусман в Театре Российской армии. Дон Кихот - легендарный артист Владимир Михайлович Зельдин. Я - Дульсинея. Спектакль уже идет в текущем репертуаре, премьера со мной будет в октябре. Наш "Человек из Ламанчи" - драматический спектакль с элементами мюзикла.
- А в кино случаем не снимаетесь?
- Снимаюсь. В полнометражном художественном фильме играю грузинскую родственницу Сталина.
- А как вы попали на оперную сцену?
- В прошлом году в Днепропетровске я спела "Кармен". Идея возникла у Юрия Чайки, это очень крупный режиссер на Украине.
- Что вас связывает с маэстро Леграном. Не так давно он выступал в Москве и Петербурге, но вас в этих концертах не было...
- В этой программе он выступал с сыном, талантливым музыкантом. У нас же совсем другая история. В свое время у меня в Париже были потрясающие совместные концерты с Мишелем, просто декларация о любви. Такое повторять и тиражировать не стоит. Но у нас с Леграном есть планы в следующем году сделать большой совместный проект. На своих сольных концертах я всегда исполняю его музыку. Это просто физическая необходимость. Человеку нужна исповедь, нужно, чтобы дети были здоровы... Для меня такая же необходимость, чтобы прозвучали ноты Леграна. Пою на французском, но эти песни в переводе не нуждаются, там все на чувствах, эмоциях. Какие-то неземные нити нас объединяют, и в этом счастье.
- Несколько лет назад вы довольно откровенно рассказывали журналистам об истории своей любви и замужества с московским хирургом Сергеем Амбатьело... Но накануне этого интервью ваш менеджер попросил меня: "Никаких вопросов о личной жизни!" Что же стряслось?
- Я действительно слишком подробно рассказывала про свою личную жизнь, и это была моя ошибка. Теперь я говорю "стоп", потому что с меня потом в Грузии требуют ответа. Я боюсь расстроить папу, брата, родственников. И вообще это моя жизнь, моя судьба, и не стоит выставлять ее напоказ.
- Я заметил, что вы часто обращаетесь к слову "судьба". Кстати, в русском языке оно женского рода...
- В русском языке "судьба" вообще очень сильное, мощное слово. Во французском и английском - не в той мере. А вот по-грузински - тоже очень сильное. Там даже у слов "судьба" и "счастье" общий корень. По-грузински "счастье" - это момент, когда судьба тебя озаряет, одаряет. Так что не случайно я законченная фаталистка.
- Скажите, женская судьба зависит от мужчины, который рядом?
- К сожалению, зависит. Мужчина может сломать женскую судьбу...
- Почему сразу сломать? Почему - не построить?
- Я сказала неосознанно, но не случайно же меня потянуло на борьбу (улыбается). На начальной стадии общения женщина все-таки не может противостоять своим чувствам. А мужчины этим пользуются. Разум, наверное, позже в нас просыпается. Бывает, слишком поздно.
- Грузинские мужчины любят произносить тосты. А грузинские женщины?
- Наше дело - слушать их в исполнении мужчин. Женщины у нас скромнее ведут себя.
- А когда грузинские женщины собираются своей компанией, что же они, молчат?
- Почему же? Когда грузинки собираются на девичник, тоже подолгу и красиво произносят тосты. Я сама выросла среди застолья, так что знаю все застольные песни, знаю и тосты.
- Так произнесите какой-нибудь тост под занавес интервью.
- Пусть в вашей жизни будет все так, как хочет ваша мама!
Беседу вел