"И на грани нашего вступления в Великий пост - вопрос: познал ли ты теперь, что ты собой представляешь, кто ты такой?
Совесть ты выслушал?
В тебе дрогнуло что-то или нет?"
Вот в таких размышлениях, в такой внутренней работе советовал православным митрополит Сурожский Антоний проводить последние дни перед Великим постом. То есть - ту самую неделю, которую в церковном календаре называют седмицей сырной, а по народному - Масленицей.
Кажется, что наставления митрополита не очень похожи на традиционные у нас представления о Масленице как широком гулянье и безудержном веселье. Но неделя эта действительно весьма необычна. С одной стороны, уже вводятся некоторые ограничения в еде: запрещается мясная пища. С другой, появляются определенные послабления - в среду и пятницу против обыкновения разрешаются молочные продукты. Впрочем, в эти же дни в храмах начинаются службы с коленопреклонением и не совершается Божественная литургия.
Церковь не осуждает строго тех, кто участвует в народных гуляньях, но настраивает на собранность, приготовление к строгому посту.
В конце концов каждый сам решает, как лучше подготовиться ему к нелегкому испытанию. Собирать себя, постепенно отрешаться от суеты? Или дать волю желаниям и нагуляться так, чтобы захотелось строгости и чистоты?
Но от того, какой способ проведения Масленицы человек выбирает, во многом зависит и то, каким станет для него само время испытаний.
"И затем открывается время Великого поста, - говорил об этом митрополит Антоний, - весна духовная, расцвет жизни, если только в течение подготовительных недель мы приняли на себя это распятие - распятие себя со страстями и похотьми. Если мы это сделали - тогда все хорошо, тогда мы можем вступить в весну, тогда мы с радостью познаем, что Бог стал человеком и что перед нами подлинный образ человека".