Крупнейшая нефтяная компания «Роснефть» объявила о том, что расширила возможности бесконтактной оплаты топлива через сервис «Яндекс.Заправки» на своих АЗС. На данный момент к сервису подключены уже 800 автозаправочных станций, что составляет чуть более четверти от принадлежащих компании АЗС.
«Роснефть» располагает крупнейшей сетью АЗС на территории России, включающей более 3 тысяч заправочных станций в 66 регионах страны и во всех без исключения федеральных округах РФ. Компания владеет и управляет розничными сетями «Роснефть», ТНК, BР, а также ПТК и «Башнефть».
«Роснефть» и «Яндекс» объявили о запуске совместного проекта по дистанционной бесконтактной оплате топлива через мобильный сервис «Яндекс.Заправки» в середине мая. Тогда «Роснефть» сообщила, что подключение заправочных станций к сервису «Яндекса» будет происходить поэтапно.
На первом этапе, в течение мая, к «Яндекс.Заправкам» присоединились 327 АЗС под брендами «Роснефть» и ВР в Москве и Московской области, 126 АЗС ПТК в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также 66 АЗС «Башнефть» в Уфе.
О втором этапе, во время которого планируется расширение работы сервиса и подключение АЗС «Роснефти» в других крупных российских городах, нефтяная компания сообщила в середине июня. Теперь бесконтактная заправка через сервис «Яндекс.Заправки» на АЗС «Роснефти» стала доступна также в Ростове, на Кубани, в Воронеже, Самаре, Красноярске и Новосибирске.
По информации компании, к осени количество заправок, на которых можно воспользоваться сервисом дистанционной оплаты, вырастет до 1,1 тысячи. В дальнейшем к «Яндекс.Заправкам» будут подключены все заправочные станции под управлением «Роснефти».
Сервис для клиента
Сотрудничество с «Яндексом» не только позволит существенно расширить возможности для применения сервиса бесконтактной оплаты топлива, но и будет способствовать повышению безопасности автомобилистов, что крайне важно в условиях текущей эпидемиологической ситуации.
Сервис «Яндекс.Заправки» интегрирован в «Навигатор», по которому ежемесячно ездят 21 млн российских водителей. «Яндекс.Карты» и отдельное приложение информируют пользователя о видах топлива на каждой АЗС и оптимальном маршруте, а на самой заправке водитель получает возможность выбрать номер колонки, марку топлива и его объем, а также расплатиться за заправку, не выходя из машины. Сервис доступен также и для корпоративных клиентов, в том числе таксопарков через приложение «Таксометр».
Кроме того, в перспективе в рамках сотрудничества с «Яндексом» для клиентов розничной сети «Роснефть» планируется расширение количества дистанционных сервисов и услуг.
По словам вице-президента по розничному бизнесу «Роснефти» Аврил Конрой, реалии современного розничного рынка требуют от АЗС не только наличия качественного моторного топлива, но и высокого уровня сервиса — именно по этому параметру компании сегодня конкурируют между собой. «Для повышения качества и скорости обслуживания клиентов „Роснефть“ следует актуальным тенденциям развития рынка, активно внедряя цифровые решения. Например, такие, как бесконтактная оплата топлива. Сотрудничество крупнейшей розничной сети России с одной из ведущих российских IТ-компаний позволит достичь значительной синергии. Заправка на сети АЗС под управлением НК „Роснефть“ с помощью сервиса „Яндекс.Заправки“ станет быстрой и безопасной, а наши клиенты смогут получить оперативную информацию о наличии необходимого вида топлива и построить оптимальный маршрут до АЗС», — отметила она.
«Доля водителей, которые заправляются с помощью приложений „Яндекса“, за последний месяц выросла в два раза. Это значит, что автомобилисты все чаще выбирают станции с быстрой и безопасной оплатой топлива. С нами уже работают 4150 АЗС по всей России. С присоединением „Роснефти“ количество станций увеличится почти вдвое», — заявил, в свою очередь, Роман Прудников, руководитель сервиса «Яндекс.Заправки».
По данным IТ-компании, ее сервисом постоянно пользуются уже более 900 тысяч автомобилистов, а за I квартал 2020 года через него заправились на сумму около 3 млрд рублей.
Объем розничной реализации нефтепродуктов «Роснефти» по итогам 2019 года составил 14,5 млн тонн. Это на 6% выше показателей 2018 года. Основным драйвером роста розничных объемов стала реализация по топ-ливным картам (+16%), при этом реализация неф-тепродуктов на одной АЗС составила в среднем 13,1 т/сут.
Ответ на вызов времени
С учетом текущей кризисной ситуации, когда государство и все врачи советуют по максимуму использовать бесконтактные методы оплаты, использование мобильного приложения и подключение крупной госкомпании к нему в первую очередь будут влиять на меньшее количество контактов между людьми и скорейшее уничтожение коронавируса, подчеркивает вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев.
«А использование современных технологий — как независимыми компаниями, так и крупными госкомпаниями — ведет к повышению эффективности. То есть любой IT-процесс, который использован, повышает эффективность и капитализацию компании. Это в тренде, это модно и просто уже необходимо в сложившихся условиях, — говорит эксперт. — Опять же, если „Роснефть“ реализует свои планы по окончательному подключению почти 3 тысяч заправок, для „Яндекса“ это будет 75% роста числа заправок по стране. Как известно, сегодня именно „Роснефть“ может предложить максимально возможную сетку АЗС по всей России».
Время заправки через мобильное приложение занимает не более 2 минут, что существенно увеличивает пропускную способность АЗС. Рост продаж на проходных заправках за счет ускорения обслуживания клиентов может достигать 20%, считает Гусев. Сотрудничество с «Яндексом» позволит «Роснефти» увеличить и долю новых клиентов на своих АЗС до 25%, отмечает он.
Расширение возможности бесконтактной оплаты — актуальное и своевременное решение, соглашается Сергей Суверов, инвестиционный стратег «Арикапитал».
«Сервис будет востребован не только в текущей эпидемиологической ситуации. Рост числа бесконтактных платежей — мировой тренд, общий для всех отраслей. В России число бесконтактных платежей растет опережающими темпами: по итогам 2019 года показатель увеличился почти вдвое, а по среднегодовым темпам роста мы опережаем все другие страны. Россия входит в топ-5 стран по объему бесконтактных платежей в мире и стала крупнейшим пользователем таких сервисов среди европейских стран», — отмечает аналитик.
«Важно, что и российские пользователи готовы к диджитализации. Отечественная IТ-индустрия зачастую опережает западные разработки. Это касается и технологий в топливной среде, — комментирует Сергей Суверов. — Пока зарубежные компании только планируют внед-рить на АЗС передовые технологии, такие как, например, поддержка голосовых помощников, российские пользователи уже могут пользоваться решениями отечественных IТ-корпораций. Так, „Алиса“ от „Яндекса“ умеет оплачивать топливо на АЗС, другие голосовые ассистенты не имеют такого функционала. По крайней мере в готовых решениях, а не в концептах».
По мнению эксперта, инвесторы по достоинству оценят начало сотрудничества двух лидеров российского рынка. «Роснефть» — крупнейший игрок российского топливного рынка, для «Яндекса» такое партнерство, пожалуй, лучший из возможных вариантов. Нефтяная компания тоже в выигрыше: диджитализация услуг и сервисов — один из ключевых пунктов среднесрочной стратегии «Роснефти», а партнерство с «Яндексом» — реальный практический шаг на пути достижения намеченных целей«, — считает Сергей Суверов.
Стратегический интерес
Внедрение системы бесконтактной оплаты топлива происходит в рамках реализации стратегии «Роснефти» до 2022 года. Одной из ключевых задач этой стратегии является ускоренная цифровизация и повышение эффективности розничного бизнеса. Согласно стратегии «Роснефть» активно внедряет цифровые решения для увеличения скорости и качества обслуживания клиентов.
Так, например, нефтяная компания первой в России запустила сервис оплаты топлива для корпоративных клиентов через собственное мобильное приложение «РН-Карт», а также специальные сервисы для физических лиц совместно с банками МКБ и «Тинькофф». Кроме того, для повышения эффективности взаимодействия с поставщиками товаров и услуг для АЗС «Роснефть» внедрила электронный документооборот с поставщиками/B2B-клиентами с использованием технологии блокчейн. Появилась возможность использования доверенной EDI-среды для поставок на АЗС. Такое решение позволяет повысить эффективность управления цепочкой поставок сопутствующих товаров на АЗК/АЗС.
В корпоративном секторе розничная сеть «Роснефть» запустила сервис оплаты топлива через мобильный телефон в марте 2019 года. Используя мобильное приложение «РН-Карт», клиент может бесконтактно оплачивать топливо на кассе на всех АЗС под брендами «Роснефть», BP, ПТК и «Башнефть».
Заключение договора и активация виртуальных топливных карт производится онлайн, в короткие сроки и без посещения офиса продаж. После получения виртуальной топливной карты водитель сразу же может ею воспользоваться, установив приложение «РН-Карт» через App Store или Google Play на свое мобильное устройство. Мобильное приложение с виртуальной топливной картой позволяет оптимизировать расходы на приобретение топлива и сопутствующих товаров. Также сервис доступен и в офлайн-режиме.
Водители могут пользоваться удобным дополнительным онлайн-функционалом приложения, который включает планирование маршрута по онлайн-карте, выбор АЗС c необходимым видом топлива, а также получение информации по лимитам карты.
Приложение «РН-Карт» создано на основе собственных разработок «Роснефти», его ключевым преимуществом являются безопасность и удобство для клиентов. Компания продолжает работать над развитием программного обес-печения, позволяющего увеличить эффективность розничного бизнеса «Роснефти» и расширить клиентский сервис. В данный момент «Роснефть» завершает разработку собственного цифрового сервиса для дистанционной оплаты топлива. Этот сервис будет интегрирован в мобильное приложение «АЗС Роснефть».
Для физических лиц компания совместно с банками МКБ и «Тинькофф» запустила сервис оплаты топлива через мобильные приложения «Мир привилегий» и «Тинькофф» на АЗС розничной сети ВР («Роснефть» является оператором сети).
Данные мобильные приложения позволяют произвести оплату топлива, не выходя из автомобиля. За последнее время только по приложению «Мир привилегий» зафиксирован троекратный рост скачиваний, что подтверждает востребованность такого вида услуг и готовность клиентов оперативно переключиться на дистанционное обслуживание.
«Роснефть» проводит информирование участников программ лояльности посредством e-mail, push- и СМС-рассылки о возможностях по бесконтактной оплате на АЗС компании. Дополнительно все кассовые терминалы на АЗС нефтяной компании позволяют использовать бесконтактные способы оплаты (Apple Pay, Android Pay, Samsung Pay, PayPass, PayWave).