Главная Наука и технологии 00:11 26 Марта 2021 12062
Самолеты должны спорить друг с другом

В авиационном сообществе бурно обсуждается идея объединения компаний «МиГ» и «Сухой»

Анатолий Журин
Есть мнение что за планами по слиянию КБ стоит банальное желание залатать финансовые дыры. Фото: MOD Russia, globallookpress.com

Большинство экспертов считают, что попытка таким способом залатать финансовую дыру в бюджете Объединенной авиационной корпорации выйдет боком отрасли, которая десятилетиями развивалась благодаря конкуренции крупнейших авиастроительных КБ.

Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов решил взвалить на себя заботы председателя совета директоров ОАК, отодвинув в сторону фигуру известного «реформатора», экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. И постарался успокоить общественность: мол, «изменения повысят финансовую устойчивость Объединенной авиастроительной корпорации и сделают российские гражданские самолеты более конкурентоспособными». Каким образом?

Предварительно было принято решение объединить «Сухой», «МиГ» и ОАК в единое юридическое лицо — корпоративный центр самолетостроения, передав ему в том числе компании «Туполев», «Ильюшин» и «Иркут». В рамках нового реформирования аппарату ОАК предстоит избавиться от нескольких тысяч специалистов. В «Ростехе» опять же успокаивают: кадровая оптимизация затронет лишь непомерно раздутый административно-управленческий аппарат. В головном подразделении ОАК в Москве числятся около 20 тысяч сотрудников. Правда, это по большей части конструкторы, которых обещают не сокращать.

Вот мнение кадрового специалиста компании «Сухой», естественно, попросившего не называть его имени, иначе, как он сам выразился, из научных сотрудников он может легко перейти в разряд сокращаемых управленцев:

— Происходящее вполне вписывается в привычную у нас традицию: никто ни за что отвечать не собирается. А объяснить любые новации далеким от отрасли людям несложно. Подозреваю, что за объявленной реформой авиапрома скрываются не высокие, а вполне будничные цели: как-то подлатать финансовые и кадровые дыры, которых в избытке, а возможно, и заработать на распродаже недвижимости разных КБ. Упростится ли управление отраслью? Сомневаюсь. Зря думают, что новой структурой будет легче управлять...

Напомним, что совет директоров ОАК Анатолий Сердюков возглавил в мае 2019-го, сменив на этом посту министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Тогда, представляя назначенца журналистам, первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Владимир Гутенев заявил: «Анатолий Эдуардович на данной позиции, чтобы трансформировать ее в более современную и конкурентоспособную компанию. Я рад, что опыт и знания Анатолия Эдуардовича, практические навыки смогут раскрыть новые перспективы перед ОАК».

За этим и последовали масштабные реформы в авиапроме. Кстати, еще несколько лет назад в интервью «Труду» выдающийся авиаконструктор Генрих Новожилов, оценивая плоды реформ все того же деятеля в возглавляемой им тогда оборонной отрасли, сокрушался:

— Трагедия авиации в том, что в основе происходящего лежит назначение в большинстве своем на высокие должности людей, не являющихся профильными, глубокими специалистами. Не могу понять систему этого отбора руководителей. Посты министров занимают люди, далекие от отраслей, которые они возглавляют, от понимания специфики и технологии. Взять, в частности, разрушение Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского, которую перевели в Воронеж, а все профессора и преподаватели остались в Москве. Это я понять отказываюсь...

Дотошные эксперты обратили внимание на статистику убывающих миллиардов ОАК за время ее существования. Если в 2014 году ОАК получила 8,4 млрд рублей прибыли, то итоги следующего года принесли убыток в 9,4 млрд. По результатам 2018 года убыток вырос до 30 млрд. В интервью РБК в августе прошлого года Анатолий Сердюков сообщил о долгах ОАК перед банками в сумме около 530 млрд. Для сравнения: в 2019 году общая выручка от продаж в аэрокосмической отрасли США составила 909 млрд долларов, доходы от экспорта — 148 млрд. Львиная доля доходов — от продаж продукции гражданского назначения. В ЕС выручка только одной корпорации Airbus составила почти 80 млрд евро...

— Предложения по проведению реформы в авиационной отрасли имеют ценность, — считает главный конструктор самолета-амфибии Бе-200 Александр Явкин, — только если планируемые преобразования госкорпорации «Ростех» ставят своей целью возвращение России статуса мировой авиационной державы. Пока же, без объявления конкретных целей реформы и стратегии, предлагаемый перечень действий выглядит как набор мер по предотвращению банкротства ОАК (сокращение численности, избавление от офисов) с совершенно неясным будущим. Это хорошая мина при плохой игре...

С ним согласны герои России, летчики-испытатели Магомед Толбоев и Рубен Есаян, пессимистично оценивающие достижения ОАК. Шума много, а дела не движутся. Наш суперджет на 80% собирается из импортных узлов и деталей. Ил-114 на крыло пока так и не встал. А что касается перспектив широко разлекламированного лайнера МС-21, то, как выразился Толбоев, сегодня это даже еще не ребенок, а плод в зародыше.

— Монополизм в этой отрасли не помощник, ведь монополист, как его ни назови, подавляет любую инициативу конкурентов, — считает бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. — А ведь история авиация знает, какую жизнетворную роль играла естественная конкуренция между туполевцами и антоновцами, ильюшинской и яковлевской фирмами.

Неужели теперь это все уже в прошлом?

По сведениям главы государства, в минувшем году на передовую ежедневно отправлялось около четырех тысяч FPV-дронов 
Российский солдат с FPV-дроном. Фото: www.mil.ru

В 2024 году российские Вооруженные силы получили свыше полутора миллионов беспилотников разных типов. Об этом в среду, 23 апреля рассказал на заседании военно-промышленной комиссии президент РФ Владимир Путин. Тем не менее, констатировал глава...

Президент провел в Санкт-Петербурге совещание по развитию Военно-морского флота 

Фото: http://kremlin.ru

Морской компонент стратегических ядерных сил России на сто процентов укомплектован современным оружием и техникой. Об этом в пятницу, 11 апреля сообщил на совещании по развитию Военно-морского флота (ВМФ) в Санкт-Петербурге глава государства Владимир...

Есть случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения

Ольга Лернер
Труд
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Развитие технологий ИИ привело к возникновению побочного эффекта: фиксируются случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения. Кое-где такие связи даже пытаются...

Постановка на конвейер самолета Ил-114-300 достойна занесения в Книгу рекордов Гиннесса как образчик авиационного долгостроя

Анатолий Журин
Труд
Как же долог разбег этого самолета в небеса! Фото: UAC/globallookpress.com

Первый полет отечественного SSJ 100 с российским двигателем ПД-8 состоится в ближайшие три месяца, заявил Михаил Мишустин, выступая на прошлой неделе в Госдуме. Премьер напомнил, что с 2026 года российские авиазаводы...

Оформление государственных услуг переходит в онлайн и на самообслуживание. И вот как это выглядит

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Люди оказались заложниками неуемного стремления властей побыстрее попасть в цифровое будущее. Фото: Вадим Ахметов/Ura.ru, globallookpress.com

Неприглядную картину пришлось наблюдать в минувшую субботу, 29 марта, в центре государственных слуг столичного района Раменки. В специальном зале, отведенном для «самостоятельного» получения необходимых услуг,...

Это гиперзвуковой дрон MD-19, который может нести ядерное оружие

Фото: Christophe Gateau/dpa, globallookpress.com

Китайский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) MD-19, который способен летать с гиперзвуковой скоростью, может стать кошмаром для системы противовоздушной обороны США. Об этом говорится в статье, опубликованной в интернет-издании The National...

Как Юрий Гагарин стал первым космонавтом и какие ритуалы соблюдают его последователи

Анатолий Журин
Труд
Фото: Photoagency Interpress/Russian Look, globallookpress.com

Завтра, 12 апреля, мы отмечаем праздник, который подарил стране и миру Юрий Гагарин, совершивший первый в истории человечества космический полет. В этот памятный день на телеканале «Культура» готовится...

На «Интеграции-2025» свою продукцию представили больше 130 компаний

Ольга Щербакова
Труд
Фото с сайта integration.ru

Международная специализированная выставка инновационных технологий социальной адаптации и реабилитации людей с инвалидностью «Интеграция», завершившаяся вчера в столичном «Тимирязев Центре», побила все...

О некоторых результатах вынужденного эксперимента «жизнь без смартфона»

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он был со мной неразлучно последние два года. До него у меня были другие, конечно, но он оказался столь совершенным, что поменял мою жизнь. Ему я доверяла все свои тайны, отдавая на хранение личные дневники....

Наука и технологии 00:28 / 11 Апреля 2025 4009
Технопарк

Дрон с шашечками, робоконь, высокотехнологичная батарейка

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: Wang Jingqiang/Синьхуа, globallookpress.com

13 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге испытали первый в России троллейбус, который придумал российский изобретатель Петр Фрезе. И хотя тесты прошли достаточно успешно, новинка в России прижилась далеко не сразу....

Каким он был, тот день, когда весь мир узнал, что русские покорили космическое пространство?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: imago stock&people, globallookpress.com

Светило солнце. Развезло дороги. Бежали ручейки. В еще прохладном воздухе уже разлилась весна. Племянница Юрия Гагарина Тамара Филатова в деталях описала тот самый день, когда 15 лет назад я приехала на родину первого...

Идет работа над реализацией концепции «от терминала до терминала» в условиях кабины без остекления

Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Специалисты Национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» первыми в мире испытали технологии искусственного интеллекта (ИИ) для сверхзвукового гражданского самолета. Об этом сообщила пресс-служба центра. «В...

Как космонавтам бороться с лунной пылью и что им делать с надоевшей едой из тюбиков?

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Изображение: Freepik.com

7 мая отмечается Международный день планетариев. Ровно 100 лет назад в Мюнхене открылось первое в мире «окно в звездный мир», оснащенное лучшей для того времени цейсовской техникой. Как тогда писали газеты, «это...

Как советский истребитель Ла-5 обогнал немецкий «Фокке-Вульф»

Анатолий Журин
Труд
Боевое крещение «лавки», как называли эти самолеты летчики, приняли в 1942 году в сталинградском небе. И потом их вылеты немецкие наблюдатели неизменно встречали тревожным: «Ахтунг! Ахтунг! Ла-фюнф ин дер люфт!»

Летом 1942 года летчики люфтваффе были озадачены появлением над Сталинградом неизвестных советских самолетов. Это были первые войсковые испытания новейших истребителей Ла-5. С 14 по 24 августа 19 пилотов совершили 180...

Так некоторые по-свойски именуют искусственный интеллект. Правда, пока никто толком не знает, на что этот Иваныч способен

Надежда Арабкина
Труд
Можно заиграться и однажды проснуться в мире, где умные машины правят глупыми людьми. Фото: Freepik.com

ИИ, искусственный интеллект, стремительно ворвался в нашу жизнь, и вот уже некоторые совсем по-свойски зовут его Иван Иванычем. Правда, пока никто толком не знает, на что этот Иваныч способен. Понятно одно: это компьютерная...

Танки Leopard 2A6 оказались чрезмерно дороги и сложны в обслуживании – как и их предшественники из семейства «бронекошек»

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Переданные Украине немецкие танки Leopard 2A6 («Леопард») повторяют судьбу танков Tiger («Тигр») времен Второй мировой войны. Об этом написал обозреватель американского издания The National Interest Кристиан Орр. «Чрезмерная...