Минпромторг после долгих уговоров со стороны экоактивистов, благотворителей и ретейлеров наконец-то задумался, как спасти от свалок сотни тонн продуктов, которые списывают магазины. До раздачи продовольствия нуждающимся пока дело не дошло, на первом этапе решено осчастливливать животных. Что же можно сделать для спасения еды, а заодно и планеты?
По оценкам ООН, треть продуктов питания, производящихся во всем мире, не доходит до потребителя, потому что портится или теряется. Это около 1,3 млрд тонн еды, значительную часть из них составляют овощи и фрукты. В России, как подсчитали эксперты на основе данных ВШЭ и Росстата, ежегодно выбрасывают около 17 млн тонн продуктов. Их стоимость, по самым скромным подсчетам, — более 1,6 трлн рублей в год, а объем таков, что хватило бы на прокорм 30 млн человек в течение года.
Только крупнейшие торговые сети, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли, списывают 700 тысяч тонн просрочки в год, не говоря уже о столовых, пекарнях, мелких розничных магазинчиках и семьях, где в холодильнике регулярно погибают смертью забытых наготовленные впрок блюда.
По мнению Минпромторга, для спасения еды требуется создание внятной правовой базы по обращению с продовольственными отходами — с тем чтобы их было выгодно отправлять на вторичную переработку. Но черт кроется в деталях. Кто и за чей счет будет проводить экспертизу товара с истекшим сроком годности, как создавать рынок просрочки, оплачивать стоимость переработки и транспортировки? Без этого идея выглядит добрым пожеланием — и только.
Движение фудсейвинга — спасения еды — официально зародилось в Германии семь лет назад, когда была создана официальная ассоциация. Ее волонтеры поддерживают контакты с магазинами, ресторанами и другими предприятиями, которые готовят продукты и обязаны избавляться от них в жесткие сроки. Так, из отелей забирают завтраки, за которыми не пришли постояльцы, а из пекарен — вчерашний хлеб. У фудсейверов нет задачи накормить голодающих — получателем спасенных от утилизации продуктов может стать любой желающий. На сайте говорится, что движение объединяет 200 тысяч энтузиастов из разных стран, с ними сотрудничают почти 30 тысяч компаний, еженедельно распределяются более 500 партий спасенной еды.
В Тель-Авиве, на легендарном рынке Шук Кармель торговцы откладывают нераспроданный товар, чтобы его могли забрать нуждающиеся. При этом процесс раздачи организован деликатно, с уважением к людям, а любые попытки пиара пресекаются.
Во Франции и Чехии власти обязали торговые сети заниматься благотворительностью. Там магазины снимают с реализации продукты до истечения срока годности и бесплатно передают их в фонды, распределяющие еду среди бедных. Бизнесменам в качестве награды за благотворительность полагаются налоговые льготы.
В России передача просрочки на благотворительность категорически запрещена, за это предусмотрены немалые штрафы. Списать и бесплатно раздать еду с истекающим сроком годности тоже непросто — процесс не учитывается как расход при определении налоговой базы. Так что магазинам придется заплатить налог на прибыль 20% и столько же — НДС. А оно им надо?
И вот российские ретейлеры обратились к правительству с просьбой хотя бы освободить от уплаты налогов в случаях, если товары с истекающим сроком годности будут передаваться фондам или другим организациям, поддерживающим людей небольшого достатка. В думском комитете по экономической политике поддержали инициативу. В Минфине пока воздерживаются от комментариев.
Впрочем, в правительстве немало противников раздачи продуктов беднякам — как потенциальной просрочки, так и санкционных продуктов, подлежащих конфискации и уничтожению. Говорят, невозможно гарантировать, что каждая партия соответствует санитарным требованиям, а экспертизы слишком затратны...
Пока власти думают, рядовые россияне действуют — например, через соцсети. В «Твиттере» популярен рассказ москвича, поведавшего о чате «Продукты», объединяющем жильцов новостройки. Там соседи отдают или продают друг другу еду. Он привел в пример сообщение девушки, которая написала, что едет с работы уставшая и мечтает о куске мяса и о чем-то сладком. Ей тут же предложили за 100 рублей кусок курицы, который оказался лишним в другой семье, и половину шарлотки за 300. Идея с домашней едой оказалась привлекательной. Из искры возгорится пламя?
Сообщества энтузиастов фудшеринга есть и «ВКонтакте», самый известный проект объединяет почти 60 тысяч человек из Москвы и Питера. Волонтеры забирают продукты из организаций и магазинов и раздают желающим. Преимущество при получении бесплатной еды отдается многодетным, инвалидам и пенсионерам. Написать в сообщество и предложить забрать, например, залежавшиеся в кухонном шкафу крупы может кто угодно.
Те, кто отдает продукты, стараются не афишировать свою деятельность, чтобы не наживать проблем с законом. Так что положиться можно только на добросовестность волонтеров. Чтобы минимизировать риски, некоторые сообщества запрещают перераспределять рыбу, мясо и морепродукты.
Подобных групп немало и в других городах. И чем больше людей придерживаются принципов ответственного потребления, чем больше заботятся об экологии — тем больше их будет становиться. А значит, рано или поздно властям придется признать, что хлеб, у которого срок годности истек несколько часов назад, годится не только свиньям.