Главная Культура 00:02 25 Сентября 2015 2089
Пять лучей родом из детства

Тайны, драмы и открытия сцены, которой исполнилось 75 лет

Сергей Бирюков

Исполнилось 75 лет зданию, которое попало не только во все архитектурные, но и театральные энциклопедии мира. Сооружения, подобного грандиозной пирамиде-звезде Академического Театра Армии, что на Суворовской площади в Москве, в мире нет.

Впрочем, для автора этой заметки Театр Армии — не чудо из энциклопедии и не «циклопический монстр», как его называют снобы, а нечто родное и любимое с детства. Потому что это было одно из первых впечатлений жизни — белый бельведер с красным флагом, парящий в небе в нескольких сотнях метров от нашего старенького, давно не существующего дома на Октябрьской улице в Марьиной роще. Именно по нему скучалось, когда надолго уезжал из Москвы, именно он стал символом столицы и родного дома.

Это здание-фантазия — неотъемлемая частица всей нашей страны-фантазии, какой она мыслилась мечтателям 1930-х: воплощение прекрасной утопии о грядущем всеобщем процветании, где футуристические объемы сочетаются с античной гармонией форм.

Строящееся здание. Газетное фото 1930-х годов

Символична его форма пятиконечной звезды. Говорят, то идея Лазаря Кагановича, одного из сталинских наркомов. Но, как считает заведующая музеем театра Елена Маньшина, Каганович вряд ли имел в виду пятиконечность в плане, он скорее говорил о видимом с уровня земли фасаде. О плане думали молодые архитекторы Каро Алабян и Василий Симбирцев, выигравшие конкурс проектов и мыслившие масштабами преображаемой в те годы Москвы, росшей вверх и начавшей строить, одновременно с театром армии, Дворец Советов 400-метровой высоты. Театр должен был влиться в «хоровод» высоток вокруг Дворца, а статуя воина-часового на его макушке — перекликаться со стометровой статуей Ленина на вершине главного небоскреба страны.

Но Дворец Советов не построили. Театр Армии тоже строился с большими перебоями с 1934. В 1938-м из-за отсутствия финансирования — выделенные 20 миллионов рублей закончились, а больше не давали — строительство замерло. Труппа, уехав на весь сезон на гастроли, вернулась к тому же недострою. Ее легендарный лидер, ученик Станиславского Алексей Попов заявил, что распускает коллектив. Удивительно, но это сработало: были выделены еще 10 миллионов, и 14 сентября 1940 года театр открылся. Правда, без запроектированных скульптурных групп над главным объемом, без фонтанов, танцплощадок и ресторанов на крыше Большого зала, без той самой скульптуры Ивана Шадра, что должна была завершать здание. Думали доделать это в течение года. Но летом 1941-го грянула война, театр уехал в эвакуацию в Свердловск, откуда потом все четыре военных года посылал до 20 артистических бригад на фронт, от Подмосковья в 1941-м до Берлина в 1945-м.

Однако и то, что построили, оказалось беспрецедентно. Рассказывают, размеры сцены (50Х50) напугали даже великую Раневскую, которая якобы произнесла: «Играть на аэродроме не смогу». Но нашлись те, кого «аэродром» не испугал. Например, легенда тех лет Виктор Пестовский. Елена Маньшина рассказывает: выступавшего в 1945-м в Берлине Пестовского вдруг без объяснения посадили в правительственный самолет и доставили в Москву, где сказали, что произошла срочная замена спектакля, и он нужен на сцене.

Заведующая музеем театра Елена Маньшина с эскизом здания

На самом деле в СССР в то время прилетел с неофициальным визитом британский премьер Черчилль, а его жена, работавшая в британском консульстве, попросила, чтобы ему показали лучший, с ее точки зрения, шекспировский спектакль Москвы — «Укрощение строптивой». Пестовский в паре с Любовью Добржанской со своим фирменным блеском сыграл. А через месяц, в поезде на пути в Харьков на гастроли, скоропостижно умер от сердечного приступа. В 44 года. Прихоти вождей дорого обходятся людям, а в те жесткие времена и подавно...

Рабочий столик Владимира Зельдина ждет возвращения своего хозяина

Но смерть Пестовского неожиданно помогла раскрытию дарования другой звезды. Как раз в 1945-м начались репетиции спектакля «Учитель танцев», из-за потери ведущего актера пришлось искать замену — ее нашли в лице молодого Владимира Зельдина, сыгравшего премьеру весной 1946-го. И навсегда ставшего в этой, а потом и других своих ролях иконой Театра Армии.

Эскиз камуфляжа здания в годы Великой Отечественной войны. Камуфляж сработал - ближе 500 метров от театра авиабомбы не падали

В 1975-79 год театр пережил реконструкцию. Для улучшения акустики сузили сцену, из-за чего теперь недоступна зрителю первоначальная роспись ее портала, выполненная по эскизам Владимира Фаворского: справа будущая коммунистическая Москва, слева — Ленинград, сверху — портреты шести великих драматургов от Софокла до Горького. Слава Богу, сохранился нетронутым уникальный плафон площадью 300 квадратных метров (это больше потолка собора св.Павла в Лондоне) с картинами воздушного парада, спасения челюскинцев из ледового плена и роскоши советских субтропиков (ныне по большей части заграничных).

Об уникальности театра говорит и то, что именно здесь в 1993 году прославленный Петер Штайн решил ставить свою эпическую «Орестею». Прилетел аккурат в дни октябрьского путча. Маньшина говорит: во время обсуждения будущей постановки вдруг неподалеку пальнул гранатомет. Штайн нырнул под стол, а когда вылез, сказал дружно хохочущим русским коллегам: чего ржете, у вас же революция...

Возможности сегодняшнего театра армии на днях продемонстрировали журналистам главный режиссер Борис Морозов и начальник управления культуры Министерства обороны Антон Губанков. Сперва рассказали о труппе — Людмиле Чурсиной, Ларисе Голубкиной, Ольге Богдановой и других народных артистах, в чью компанию летом влились семь выпускников театральных вузов. Конечно, пожелали скорейшей поправки 100-летнему Владимиру Зельдину, который в августе сломал шейку бедра, перенес операцию и сейчас уже начинает ходить. «А к своему 101-летию, я уверен, выйдет на сцену», заметил Борис Афанасьевич. Назвали ближайшие спектакли: на Большой сцене — «Судьба одного дома» (к 70-летию Победы), на Малой — «Элинор и ее мужчины». Там же 21 октября пойдет «Филумена Мартурано» («Вот перед нами сидит Филумена», указал Борис Морозов на Ольгу Богданову рядом с собой). До конца декабря — «Этот странный Платонов» по Чехову в режиссуре Александра Бурдонского, «Принцесса и солдат» по Андерсену, юбилейный спектакль в честь 100-летия Константина Симонова...

«Чтобы тебя услышали с этой сцены, надо не просто говорить громко, надо жить громко» — поделилась творческим опытом Ольга Богданова. Все ли спектакли театра соответствуют этому красивому принципу — вопрос, в который мы не будем сегодня углубляться. В конце концов, не здание, даже такое замечательное, а люди определяют успех.

Но здание может им в этом помочь. И нам в конце встречи дали это почувствовать. Лукаво улыбающийся Морозов махнул рукой — раздался приглушенный космический гул, и... гигантский зал вокруг нас поплыл. Т.е.поплыли вместе с большим вращающимся кругом сцены мы. В противоположную сторону закружился стол с режиссером на малом круге. А сверху спустилась громадная декорация одного из спектаклей. Ощущение сказки. Как в детстве на карусели. Той, что в Детском парке Марьиной рощи, в паре кварталов отсюда. Круг ощущений замкнулся. Спасибо тебе, Театр Армии. Вечный символ детских сказочных надежд.

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6227
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4829
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....

Что не так в очередной комедии, навевающей тоску и недоумение?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Химии на экране между героями не возникает. Но энд, разумеется, хеппи. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходят фильмы из конкурса «Русские премьеры» недавно завершившегося Московского международного кинофестиваля. Вслед за мелодрамой «Мужу привет» Антона Маслова и фэнтези «Легенды наших...

Две леди и джентльмен, постоянно присутствующие на экранах Туманного Альбиона, вызвали гнев зрителей

Труд
Сюзанна Рид и Эд Боллз люто поругались в прямом эфире ток-шоу «Доброе утро, Великобритания»

Так, телеведущие Сюзанна Рид и Эд Боллз вступили в яростную перепалку в прямом эфире ток-шоу «Доброе утро, Великобритания» на ITV. Предметом спора стала проблема сбора мусора. А она — жгучая,...

Прошел слух, что студия «Анимаккорд», где создается знаменитый мультфильм о девочке в косынке и ее косолапом покровителе, якобы закрывается

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Начало мая ознаменовалось обсуждением скандальной новости: московский офис студии «Анимаккорд», где создается знаменитый мультфильм о девочке в косынке и ее косолапом покровителе, якобы закрывается. Уже началось...

Худрук «Ленкома» Владимир Панков поставил «Курьера». И постановка не проигрывает культовому фильму

Анна Чепурнова
Труд
Актер Александр Фокин совсем не прхож на Федора Дунаевского, игравшего заглавную роль в фильме. Фото Е. Морозовой предоставлено Центром драматургии и режиссуры.

Владимир Панков, не так давно ставший худруком «Ленкома», выпустил в Центре драматургии и режиссуры премьеру «Курьер» по одноименной повести Карена Шахназарова. Режиссеру удалось невозможное: постановка...

Организация «Офицеры России» ополчилась на сериал «Штрафбат»

Сергей Беднов
Труд
Сериал вышел 20 лет назад и тут же был в пух и прах раскритикован уважаемыми людьми. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Организация «Офицеры России» обратилась к Константину Эрнсту с требованием исключить «Штрафбат» из программы телеканала «Победа». Поводом стали письма ветеранов, возмущенных искажением исторических...