Про легендарного Ермака Тимофеевича написано немало книг, сняты фильмы, а в живописи его подвиг увековечил сам Василий Суриков (помните «Покорение Сибири Ермаком»?). И все же мы знаем о Ермаке совсем немного. Вот и решили корреспонденты «Труда» пройтись по самым памятным местам, связанным с этим первопроходцем земли Русской.
Подвиг свой он совершил в XVI веке, во времена правления Ивана Грозного. О завоевании Ермаком со товарищи Сибирского ханства сохранилось не так много источников, повествующих о появлении казацкого войска на берегах Иртыша. Но известно, что именно в окрестностях Тобольска происходили решающие схватки между казаками и сибирскими татарами.
Но прежде мы отправились на Дон, в Новочеркасск, где установлен один из памятников Ермаку (считается, что легендарный атаман родом из донских степей). Первоначально создание памятника поручили скульптору М.М. Антокольскому, но предложенный им проект отклонили. Эту скульптуру, так и не превратившуюся в величественный монумент, можно сегодня увидеть в Русском музее. А тот, что сейчас возвышается в Новочеркасске возле огромного Вознесенского собора, торжественно открыли 6 мая 1904 года. Покоритель Сибири стоит на гранитной скале, сжимая в одной руке знамя, а в другой — корону завоеванного Сибирского ханства. Он в кольчуге, подаренной, по преданию, самим Иваном Грозным. На постаменте надпись: «Ермаку — донцы. 1904 год».
Но вернемся с Дона в Москву, чтобы снова пуститься в дорогу — на этот раз в древний сибирский город Тобольск. Огромный крутой утес нависает над Иртышом. Где-то здесь, у подножия, произошла схватка отряда Ермака с войском хана Кучума, намного превосходившим по численности казачий десант. Древние хроники сообщают, что некоторые казаки дрогнули и стали убеждать атамана повернуть назад, но Ермак остался непреклонным и приказал атаковать укрепления. Тем более ему стало известно, что часть татарского войска во главе с Али, старшим сыном хана, в то время совершала набег на Пермскую землю.
Там, где когда-то, готовясь к отражению штурма, татары устроили засеку из поваленных деревьев, сейчас проложен вполне сносный проселок. На берегу местные пацаны удили рыбу и не очень-то обрадовались появлению ваших корреспондентов, заподозрив в них конкурентов.
Штурм Чувашского мыса начался 26 октября 1582 года. Его оборонял Маметкул, родственник Кучума. Сам хан следил за битвой с высоты утеса. Исход схватки решила смекалка Ермака. Понимая, что засеку так просто не взять, он дал сигнал к отходу. Сделав в засеке проходы, татары кинулись преследовать врага. И тут атаман, внезапно развернув казаков, на плечах неприятеля ворвался во вражеский лагерь. Кучум бежал. В тот же день отряд Ермака вошел в Искер, столицу Кучума. Казакам досталась богатая добыча — горы «мягкой рухляди», пушнины.
Археологи до сих пор находят в районе битвы наконечники стрел, костяные ножи. В Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике нам довелось увидеть мишень (бляшку) с кольчуги Ермака с надписью: «Князя Петра Ивановича Шуйского» (пожалованная царем кольчуга ранее принадлежала воеводе Шуйскому). Медную кольчужную бляшку с двуглавым орлом нашли при раскопках в 1915 году в Искере, который в русских летописях назывался также Кашлыком или Сибирью, дав и название огромному пространству от Урала до Тихого океана.
Что ж, отправляемся в древнюю столицу и мы. Добираемся проселками. Доехали на автобусе до села Преображенского, украшенного великолепно сохранившейся церковью конца XVIII века. Дальше пешком. А вот и восстанавливаемый деревянный частокол и плакат: «Построим мечеть в древнем Искере!». У крутого берега Иртыша — кладбище, где могилы с православными крестами соседствуют с мусульманскими захоронениями. За оврагом — тот самый холм, где некогда располагалась крепость хана Кучума. Отсюда едва различима на горизонте колокольня Абалакского монастыря. Там, у селения Абалак, произошла еще одна схватка казаков с татарами.
...Оправившись от ран, Маметкул объединил остатки войска с отрядом возвратившегося после набега на Пермскую землю Али, сына Кучума. И 5 декабря 1582 года татары напали под Абалаком на казаков. Но вновь немногочисленный казацкий отряд оказался сильнее татарского войска.
По преданию, после той победы Ермаку и его воинам явился Николай-угодник, повелевший основать обитель. Сейчас здесь возвышаются великолепные храмы и строения недавно восстановленного монастыря. Один за другим подъезжают автобусы с паломниками, приехавшими приложиться к иконе Божией Матери «Знамение» в Знаменском соборе. Образ сей — самый почитаемый в Сибири.
Неподалеку от монастыря раскинулся спортивно-развлекательный центр. Зимой в распоряжении любителей горнолыжного спорта — трасса с подъемниками, устроенная на крутых берегах Иртыша, а летом можно хорошо провести время в городке, где установлены причудливые фигуры персонажей из русских народных сказок. Есть здесь и не без юмора сделанная деревянная фигура Ермака. Где-то здесь, на реке Вагай — притоке Иртыша — атаман попал в роковую западню. Он поверил в существование каравана из Бухары. Решив отбить его у татар, Ермак устремился навстречу гибели.
Отправляемся к селу Вагай. За приусадебными участками у реки висит транспарант со строгим предупреждением: «Купаться запрещено!». Как-то не вяжется он с событиями, разыгравшимися здесь 5 августа 1585 года. Ермак с небольшой казацкой флотилией устроили привал на одном из речных островов. Сон сморил и выставленный караул, чем не преминули воспользоваться татары. Они напали на лагерь. Выбежавший из шатра с несколькими казаками Ермак сразу же был ранен. Отчаянно отбиваясь, казаки отступали к причаленным стругам, но Ермак не смог добраться до них вплавь — воды Вагая поглотили его. В стихотворении «Смерть Ермака» поэт-декабрист Кондратий Рылеев так описал трагедию: «Тяжелый панцирь — дар царя стал гибели его виною...»
А завершали мы свою экспедицию по ермаковским памятным местам у монумента в честь покорителя Сибири, что возвышается в Тобольске. Мраморный обелиск воздвигнут был по проекту А.П. Брюллова, брата знаменитого художника. Распоряжение о его создании отдал Николай I. Открытие памятника состоялось 23 августа 1838 года. С высоты мыса открывается великолепный вид на древний кремль, нижний город, предместья Тобольска. А дальше — бескрайние просторы, земли, некогда пройденные Ермаком Тимофеевичем и ставшие с той поры бесповоротно российскими.