Малозаметное, но знаковое событие: на заседании президиума Госсовета, которое провел президент Владимир Путин, чиновники публично заспорили о судьбе льготной ипотеки и обездоленности строительного комплекса. Это бои не местного значения, нынешний спор отсылает нас к фундаментальным основам экономики, так что давайте вслушаемся в аргументацию высоких чиновников.
Резкий рост стоимости стройматериалов, недостаток дешевой (именно дешевой!) рабочей силы, падение спроса и покупательной способности усугубляются еще и повышением ставки ипотеки, в том числе и льготной. Которую, разумеется, надо было бы еще снизить на несколько пунктов, хотя президент страны совсем недавно уже давал поручение правительству опустить ее с 9 до 7%.
Но этого мало. Марат Хуснуллин высказался за распространение льготных ставок не только на первичный, но и на вторичный рынок. А мэр Москвы Сергей Собянин, под чьим началом вице-премьер Хуснуллин не так давно работал, предложил сделать программы господдержки длительными. По его словам, кратковременные решения по субсидированию ставок (напомним, что ипотека под 7% будет действовать до конца 2022 года) приводят к напряжению на рынке и увеличению цен. «Нужны программы с горизонтом три-четыре-пять лет», — заявил Собянин. Несмотря на нагрузку для бюджета, долгосрочные программы — «более правильная история» и для отрасли, и для граждан.
Но это опять же, по словам вице-премьера, помощь гражданам, а еще надо бы расширить в целом господдержку жилищного строительства. И для этого отменить идею эскроу-счетов, которые резервируют платежи граждан за строящиеся квартиры до выдачи заветных ключей. По мысли Хуснуллина, эти средства надо бы передавать строителям, не дожидаясь сдачи домов в эксплуатацию...
Но разве мы все это уже не проходили? Здесь приходят на ум рекомендации известного экономиста за любым решением правительства усматривать шкурный расчет тех или иных финансово-промышленных групп и отдельных высокопоставленных лиц. Вот и давайте посмотрим. Тем более что песни о помощи ищущим крышу над головой гражданам и несчастных строителях, которые и в условиях пандемии, и в условиях военных действий становятся самими обездоленными, мы слышим уже не первый год.
Вот как отреагировал на предложения Хуснуллина глава Минфина Антон Силуанов. Он сообщил президенту и всем присутствовавшим (хотя те наверняка об этом и раньше знали), что вместо поддержки граждан и увеличения объема строительства льготная ипотека стимулирует цены на жилье. Сославшись на Росстат и данные Банка России, Силуанов сказал, что на первичном рынке стоимость квартир за последние два года выросла на 50%, а на вторичном рынке — на 25%. Сейчас цены на металл и другие стройматериалы падают, но эти тенденции почему-то не отражаются на рынке недвижимости — цены на жилье не падают, обращает внимание министр. «Давайте дождемся, когда будут падать, тогда и будем льготные программы развивать!» — заявил Силуанов. Он в целом отверг тезис «бедные застройщики нуждаются в поддержке государства», который пытались продвигать некоторые участники совещания. «Их прибыль за три года выросла в 6 раз — это данные налоговой службы. Какие там низкомаржинальные застройщики!» — возмутился Силуанов.
Как считают эксперты Банка России, программа льготного кредитования жилья стала ключевым фактором увеличения спроса на новое жилье — и, соответственно, роста цен на него в 2020 году на 21% (в среднем с 62 тысяч до 76 тысяч рублей за кв. метр, при росте цен на вторичное жилье на 9%) — и не выполнила своей основной цели — повышение доступности жилья. В некоторых субъектах РФ рост цен на жилье значительно превзошел выгоду от снижения ипотечных кредитных ставок. Его нельзя оправдать и удорожанием стройматериалов. По данным Росстата, в 2020 году они подорожали не более чем на 3-4%. Но при этом прибыль стройкомпаний увеличилась в первом полугодии 2020-го на 27%. В итоге большая часть госсубсидий на программу льготной ипотеки фактически попала к застройщикам. На конец первого полугодия 2020-го рентабельность собственного капитала крупнейших застройщиков значительно превышала даже аналогичный показатель коммерческих банков (26 и 17% соответственно).
Еще в 2020 году застройщики пытались убедить всех, что один из факторов роста цен на жилье — введение эскроу-счетов, хотя тогда лишь 40% льготных жилищных кредитов выдавалось с использованием этого механизма, а 60% — по старинке. В результате чего появлялись новые обманутые дольщики. Уже тогда стройкомплекс пытался подобраться к этим счетам, требуя, чтобы банки выплачивали им процент с денег граждан, считая их уже своими еще до сдачи квартиры.
Вот и на прошедшем президиуме Госсовета председателю Банка России Эльвире Набиуллиной пришлось отбиваться от поползновений Марата Хуснуллина разрешить застройщикам до ввода дома в эксплуатацию получать доступ к средствам граждан, хранящимся на эскроу-счетах. По ее словам, эти счета вводились для того, чтобы строители не могли забрать деньги у людей до получения ими квартиры, и этот принцип необходимо сохранить. «В этом и был смысл реформы. Предлагаю прислушаться к тому, что было сказано главой ЦБ», — поддержал Набиуллину президент России.
Тут впору вспомнить и о сверхприбылях металлургов, о которых в 2021 году говорил первый вице-премьер Андрей Белоусов, заявивший, что металлурги «нахлобучили» государство на 100 млрд рублей (недоплаченных налогов. — «Труд»). Ведь без металлоконструкций дом не построишь. Так вот, по итогам 2020 года российские металлурги выплатили дивидендов своим акционерам на рекордную сумму 1,3 трлн рублей, обогнав даже нефтегазовую отрасль. Причем большая часть этих средств была выведена за рубеж через офшоры.
Кстати
Премьер Михаил Мишустин, выступая в Госдуме, в 2020 году сообщал, что за 2019 год российские компании вывели за рубеж дивиденды, проценты и роялти на сумму 4,3 трлн рублей. По оценкам Банка России, крупнейшие российские компании отправляли за рубеж от 3 до 5 трлн рублей прибылей ежегодно, нанося вред экономике России, лишая ее инвестиций, а также сокращая налоговые выплаты. И все это под флагом радения за интересы простых россиян. В нынешних непростых условиях возникает и еще один интересный вопрос: выводили или продолжают выводить?