"АМЕРИКАНЦЫ НАМНОГО ЧУВСТВИТЕЛЬНЕЕ ЕВРОПЕЙЦЕВ"
- Как получилось, что студия Universal и продюсеры попросили вас стать режиссером фильма "Особо опасен"? Они посмотрели "Ночной дозор"?
- Да, его показали на фестивале в Лос-Анджелесе, и они позвонили мне на следующее утро.
- Вы любите комиксы?
- Я не большой поклонник комиксов как жанра, но некоторые из них забирают.
- А собственно серию комиксов "Особо опасен" Марка Миллара и Дж.Г. Джонса вы увидели до съемок или, наоборот, решили не копировать рисованный оригинал?
- Я стал их изучать уже после того, как прочитал сценарий. Причем комиксы показались мне более выразительными, чем сценарий. И я стал думать, как их совместить. В результате комикс стал для меня своеобразной библией, и каждый раз, когда у меня возникали вопросы, я возвращался к первоисточнику и находил ответы. Для меня было важно сохранить в фильме иронический тон комикса и уникальный характер Уэсли Гибсона. Правда, мифологию этой истории пришлось изменить, так как в ней было слишком много персонажей-икон, и я даже не знал, кому принадлежат права на них.
- Было ли в комиксах еще что-нибудь, что вы не захотели использовать?
- Да, мне показалось, что было бы неправильно, если бы герой фильма убивал людей для собственного удовольствия.
- Неправильно для европейцев?
- Я думаю, что подобное неприемлемо для любой культуры, хотя мы все сталкиваемся с выродками. Но, по моим наблюдениям, американцы гораздо более чувствительны, чем европейцы. И те, кто думает по-другому, просто следуют клише.
"МЫ СНИМАЛИ ЧИКАГО В ПРАГЕ, ЧТОБЫ БЫТЬ БЛИЖЕ К РОССИИ"
- Почему вы выбрали Джейм-са Макэвоя на главную роль Уэсли Гибсона?
- Для меня он был единственным актером, с которым я хотел работать над этой ролью.
- Что Макэвой привнес в ваш фильм?
- Юмор! Юмор и реализм. У самого Джеймса очень острое чувство юмора, которое он передал своему герою и которое пригодилось во время напряженного процесса создания картины.
- А Джоли уже была в этом проекте, когда вы в него пришли?
- Нет, ее там не было. Роль Фокс должна была сыграть Холли Берри. Да и сам проект изначально был намного меньше. Но он постепенно увеличивался, и однажды я спросил продюсеров, могу ли пригласить Джоли. Они согласились.
- Как вам удалось уговорить Анджелину?
- Я просто встретился с ней и рассказал сюжет, который ей очень понравился. Она очень хорошая драматическая актриса, и у нее уникальный опыт игры в фильмах-экшн, поэтому мы с удовольствием использовали ее идеи. Анджелине очень понравилась ее героиня Фокс, поэтому она старалась сыграть ее такой привлекательной, какой вы увидите на экране.
- Зрители предвкушают увидеть обнаженную Джоли. Вас удивило, что в Голливуде придают большое значение сценам c обнаженной натурой?
- У меня не возникла идея: "А теперь давайте снимем Анджелину Джоли голой". Эта сцена несла определенную смысловую нагрузку в нашей истории. За ней последовала другая сцена, в которой героиня Джоли бьет Уэсли, и все вместе характерно для их взаимоотношений.
- Как Анджелина отнеслась к тому, что ей придется сниматься обнаженной?
- Ей понравилась эта идея, а также ее воплощение. У нее роскошное тело.
- Повлияло ли ее приглашение на бюджет вашего фильма?
- Да, он вырос.
- Навещал ли Брэд Питт свою жену на съемочной площадке?
- Да, и мы все получили удовольствие от общения с ним.
- Почему вы снимали фильм в Праге, хотя его действие происходит в Чикаго?
- Потому что это ближе к России. А для меня чем ближе к России, тем лучше.
"НЕНАВИЖУ КРЫС И КОМАРОВ"
- Вам нравилось рисовать в детстве?
- Да, я учился на художника в течение семи лет. Но затем я не нашел аргумента для того, чтобы сделать это своей профессией. Потому что художники рисуют то, что обычно никому не нужно. Арт-галереи, через которые продаются картины, - это бизнес, в котором я не видел своего будущего. Мне больше нравится кинобизнес, потому что это более мощная потенциальная аудитория.
- Можете ли вы сравнить мифологию фильма "Особо опасен" с мифологией ваших "Дозоров"?
- Мы живем ординарной жизнью, и мы не знаем, что с нами случится в следующую минуту. Это выглядит очень интригующе для людей, потому что каждый из нас думает, что в будущем с ним случится что-то особенное, о чем он сейчас даже не подозревает. Это как теория заговора. Я был приятно удивлен, насколько "Особо опасен" согласуется с моими предыдущими картинами. Когда я начал работать над ним, то думал, что он получится совсем другим. Но, посмотрев готовый фильм, понял, что он похож на "Дозоры". Во многом получилась античная трагедия, одетая в фильм-экшн.
- Вас называют "визуальным режиссером". Значит ли это, что вы представляете, как будет развиваться история фильма, когда читаете сценарий?
- Да, для меня сценарная история - это полуфабрикат фильма. Следующий этап - это создание анимационной версии фильма, что мы и сделали во время работы над "Особо опасен". Это уникальный метод, которым мы, наверное, воспользуемся в следующий раз. Дело в том, что никто не может прописать экшн-сцены. Если вы начнете этим заниматься, то будете выглядеть как идиот. Так что анимация стала единственным выходом в процессе объединения студии с участниками процесса съемки.
- Вы любите мультипликационные фильмы?
- Да, особенно про Чебурашку.
- Сцены с крысами в "Особо опасен" - это компьютерная графика?
- Да. Я ненавижу живых крыс, а также комаров, поэтому предпочитаю снимать их в анимационной версии.
- Вы стали продюсером голливудского мультика "Девять". Когда он выйдет в прокат?
- Он почти готов и должен выйти в конце года. Это 3D-фильм, который я продюсирую вместе с Тимом Бертоном. Режиссер этого фильма Шейн Эккер был номинирован на "Оскар" за свой одноименный короткометражный фильм в 2006 году. Его история и стала основой для нашего фильма.
- Собираетесь ли вы вернуться в Россию, чтобы снимать третью часть "Дозоров"?
- Я пока не знаю.
- А сценарий уже написан?
- Нет.
- Так что же последует за фильмом "Особо опасен"?
- Отпуск на Ямайке.
ДОСЬЕ
Тимур Бекмамбетов, Режиссер, продюсер
Родился в городе Гурьеве (Атырау) в Казахстане 25 июня 1961 года.
Окончил Ташкентский театрально-художественный институт имени А.Н. Островского по специальности "художник театра и кино".
Снял в 1991 году фильм "Пешаварский вальс", посвященный афганской войне.
Занялся телерекламой. Переехав в Москву, снял 18 рекламных роликов цикла "Всемирная история. Банк "Империал".
В 1997 году был признан Российской киноакадемией лучшим молодым режиссером.
В 2004-м и 2005-м вышли его "Дозоры", ставшие самыми коммерчески успешными проектами российского кино. Работает в Голливуде с 2005 года.
РЕПЛИКА
Константин Хабенский:
- Работать было одно удовольствие. Съемка организована очень четко, смены нормальные - по 10-12 часов, а не по 16, как часто в России, где из актеров выжимают по семь потов. Американцы умеют работать не хуже русских, но они уважают своих актеров. И попробуй-ка не уважать Джоли или Макэвоя, которые снимались в этом фильме. Это настоящие звезды, высочайшие профессионалы.
У меня в картине роль небольшая, два появления в кадре. Но с гордостью могу сказать, что всю ее мы придумали совместно с Бекмамбетовым.