Главврач одной из лучших в стране онкологических клиник — московской больницы № 62 — Анатолий Махсон, имеющий 44-летний стаж работы, бросил вызов бюрократическо-управленческой системе во имя интересов тяжелобольных людей. Конфликт со столичным департаментом здравоохранения, а также с вице-мэром Москвы Леонидом Печатниковым переместился из кабинетов в публичное пространство.
«В сложившейся ситуации я не вижу возможности вернуться в кабинет главврача», — заявил на пике полемики Махсон, находящийся с 23 ноября на больничном. В свою очередь департамент здравоохранения не продлил ему контракт, срок которого закончился 2 декабря. И теперь Анатолий Нахимович уже как бы и не главврач, но в то же время не отправлен в отставку. Зато чиновники, как водится, приняли решение о проведении очередной проверки больницы.
Скандал набирает обороты. На сайте Vademecum изложены позиции сторон — интервью Махсона, разъяснения Печатникова... Но в полемике отражен и драматизм проблем, с которыми сегодня сталкиваются российские врачи и больные в онкологической сфере.
Формально причина конфликта в том, что департамент здравоохранения Москвы изменил статус 62-й больницы. Она была автономным медицинским учреждением, а теперь станет бюджетным. И тут немало подводных камней. Больница, к примеру, не может сама приобретать необходимые препараты, которые ей удавалось находить дешевле и качественнее, чем при системе централизованных закупок.
Может, чиновникам слишком контрастной показалась картина? Скажем, «Иринотекан», 100 мг, «Актавис» был куплен централизованно по 5121 рублю за упаковку, а 62-я больница приобрела большую партию по 1023, то есть в 5 раз дешевле. Другой пример. Препарат «Новотакс», 80 мг, «Биокад». Централизованные закупки — 25?355 рублей за упаковку, а 62-й больнице фирма продавала за 7500, втрое дешевле. Конечно же, при таких сравнениях возникают неприятные вопросы: Подчеркну: при дешевых закупках удается обеспечить большее число онкобольных препаратами, которых порой остро не хватает.
Анатолий Махсон — авторитетный специалист в российском и мировом онкологическом сообществе, доктор медицинских наук, профессор. Хирург высшей квалификации. Заслуженный врач. Лауреат Премии Правительства России. Был главным онкологом Москвы. Руководит 62-й больницей 27 лет, а всего проработал здесь 44 года, в том числе 17 лет — оперирующим хирургом.
Я не знаком с Анатолием Нахимовичем, но мне довелось не раз навещать пациентов в 62-й больнице. И знаю не понаслышке, что это за клиника. Она не уступает мировому уровню в плане хирургического и послеоперационного лечения, ухода, комфорта палат.
В нынешнем конфликте 677 сотрудников клиники встали на сторону главврача и обратились с открытым письмом к мэру столицы, в Кремль и другие высокие инстанции. Свою позицию подкрепили фактами: за время работы под началом Анатолия Махсона больница превратилась в одну из лучших онкоклиник в стране, где проводятся уникальные операции, а смертность снизилась более чем в 6 раз: Изменение статуса больницы в нынешних условиях ограниченного финансирования здравоохранения неизбежно приведет к снижению ее возможностей, считают врачи.
Чем закончится этот конфликт? Ответ касается не только профессионалов, но и очень многих тяжелобольных.