Именно Сато позже в качестве государственной политики Японии провозгласил "три неядерных принципа" - не ввозить, не иметь и не производить ядерное оружие. За что и был удостоен Нобелевской премии мира в 1974 году.
И вот сенсация: оказывается, на переговорах с тогдашним главой Пентагона Робертом Макнамарой премьер заверял, что Япония поддержит США, если те нанесут ответный ядерный удар по Китаю. Кроме того, Сато на встрече с Линдоном Джонсоном обратился к американскому президенту с просьбой защитить Японию ядерным щитом - на случай возможного нападения со стороны КНР. И такие обещания получил. Более того, глава кабинета заверил, что не будет возражать против размещения ядерных ракет на свой территории - после предварительных консультаций, как того требует двусторонний договор безопасности. Макнамара быстро понял, что для США это шанс. Взамен от Сато потребовали увеличить военный бюджет страны в четыре-пять раз в течение 10 лет. Что и было сделано.
Что же касается "трех неядерных принципов", то даже не особо сведущий в военных делах может догадаться, что часто заходившие в японские порты американские подводные лодки 7-го Тихоокеанского флота были оснащены не чем иным, как ядерными ракетами. Иначе какой от них в этом регионе толк? Заявлялись протесты, делались официальные запросы. А американцы воздерживались от комментариев - зачем разглашать военные секреты?
Вот и получалось: формально три принципа соблюдались, ибо подтвержденных фактов нарушения не было. Все делали вид, что ничего не происходит. Токио просто закрывал на это глаза. Что продолжает делать до сих пор, ведь американцы - их союзники и защитники. Правда, сегодня уже не от китайцев, а от более реальной угрозы - баллистических ракет Северной Кореи.