Итак, с 1 января в России начисляется новый налог на доходы физических лиц. Государевы руки дотянулись до процентов, получаемых гражданином, доверившим банкам свыше миллиона рублей. История путаная. Изначально из прошлогоднего предложения президента многие поняли, что 13% налога обложат доход отдельно с каждого вклада свыше миллиона. Однако на выходе выяснилось, что все вклады будут просвечиваться и суммироваться. И откусят от дохода, полученного с каждого вклада свыше миллиона.
Впрочем, не буду морочить вам голову математикой. Я не про это, а про неистребимое желание властей «отобрать» вместо «развивать». Дать внятное экономическое объяснение этой мере трудно. Было бы понятней, если бы налог вводился сразу в 2020 году, когда об этом объявили. Дескать, бюджету срочно нужны средства для покрытия коронавирусных издержек. Так нет, налог начислят за 2021 год, а заплатить его нужно будет до декабря 2022-го. Да и деньги, которые государство отнимет у вкладчиков, в масштабах страны невелики, всего-то 80-100 млрд. Пустяки для бюджета.
Логично предположить: кто-то пролоббировал интересы строительного комплекса и инвестиционных фондов. Испугавшись объявленных поборов, вкладчики весь год забирали деньги с депозитов и переводили их на рынок недвижимости. И продолжают это делать: по некоторым данным, из банков за год выведено несколько триллионов рублей. Что привело к росту цен и перегреву рынка недвижимости.
А другая часть неподготовленных «инвесторов» рванула на фондовый рынок, в акции. Там поджидают сладкоречивые финансисты, предлагающие неискушенным гражданам рисковые варианты вложений. Несомненно, на этих денежках погрели и еще погреют руки наследники дела Мавроди с современными вариантами финансовых пирамид.
Состоятельные граждане, не желающие дополнительно отстегивать государству, пополнили свой парк дорогущих автомобилей, увеличив прибыли люксовых автобрендов. Кое-кто вложился в драгоценности и золото. В банках остался тот самый работяга, пытающийся пробиться в средний класс — накопить на пенсию, на квартирку и скромное авто.
Несмотря на звучащие сверху заверения о том, что налог затронет незначительное количество вкладчиков, точно сказать, кто и сколько заплатит, экономисты не берутся.
Об этом позаботится ФНС, которая получит от банков всю информацию о держателях вкладов. О том, как эта служба умеет считать, мы знаем. Администрирование нового налога увеличит нагрузку на ФНС, потребует выстроить автоматизированные системы сбора и передачи данных в банках. Ошибки, путаница неизбежны. Как это бывало с недвижимостью и автомашинами, налоги могут быть начислены на чужие вклады или на те, которые давно закрыты. Так что гражданам придется вооружиться калькулятором и хорошенько пересчитать указанное в платежках.
А еще по факту в России отменена банковская тайна. Ведь у нас то, что знают двое (вкладчик и ФНС), знают все. Можно не сомневаться, скоро вкладчиков начнут еще настойчивей бомбардировать всевозможные мошенники и кол-центры из мест не столь отдаленных. Зато воров, вымогателей и казнокрадов новый налог не коснется: они держат деньги за рубежами или в арендованных квартирах, как полицейский полковник Захарченко.
В зону риска попадают и те, кто, не желая делиться скудным процентным доходом, забрал деньги из банков и положил их под матрас. А куда еще вкладывать сбережения, если государство так и не создало надежных и доступных инструментов инвестирования? Если раньше со всех трибун слышались призывы не держать деньги при себе, а положить их в банки под проценты, гарантирующие сохранность от инфляции и домушников, то теперь государство по сути побуждает вкладчиков забирать деньги из банков. А это означает еще и изъятие их из легальной экономики, которая лишается так называемых длинных денег для финансирования долгоиграющих проектов. Сколько было разговоров о введении безотзывных вкладов, а теперь дан сигнал: банки не место для хранения сбережений.
«Это все не очень оправданно в сегодняшних условиях, — отмечает глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. — Может, оно и дает доходы в бюджет, но это не вовремя и нелогично. Пока получается больше головной боли, чем толку. Это может звучать как миллиарды, которые потратят на здоровье детей, но на самом деле реализовывать такие сложные схемы нецелесообразно. Во многих странах есть налог на депозиты, но там он небольшой и со всей суммы, так как эти ступеньки считать сложно и неудобно».
Но главное во всей этой истории то, что вместо поддержки населения, принятия мер для роста экономики и расширения платежеспособного спроса государство изобретает все новые способы обобрать граждан. Вместо заботы о повышении доходов людей рыщет в их карманах. И это на фоне раздачи денег физическим лицам и малому бизнесу в Евросоюзе, в США и в Китае.
Параллели
В 2020 году в КНР в рамках усиления мер поддержки реального сектора экономики были сокращены налоги и снижены сборы более чем на 2,5 трлн юаней (386,35 млрд долларов). Это больше, чем весь российский бюджет. Почувствуйте разницу! Кроме того, для 3,99 млн налогоплательщиков была предоставлена отсрочка по уплате налогов на общую сумму 29,2 млрд юаней. С 2015 года в Китае идет масштабное снижение налогов. Был поэтапно снижен НДС с 20 до 13%. В 2019-м правительство сократило налоги и сборы на 2,36 трлн юаней (332,3 млрд долларов).
Повышены социальные вычеты. Так, на помощь родителям вычет до 24 тысяч юаней в месяц (240 тысяч рублей), на медицинское обслуживание — до 60 тысяч юаней, на собственное образование — до 4,8 тысячи юаней в месяц (48 тысяч рублей), на аренду жилья — до 1,2 тысячи юаней...
Необлагаемый минимум подоходного налога физического лица поднят до 5 тысяч юаней в месяц (50 тысяч рублей). Все, что выше, облагается налогом по прогрессивной шкале от 3 до 45%. Если применить ее в России, скорее всего, бюджет окажется полупустым, поскольку большая часть населения не имеет таких доходов, а богатеи у нас находят способы «минимизировать» налоговые выплаты. В КНР же государству денег хватает на все. В том числе и на масштабные программы помощи самым бедным — жителям небогатых сельских районов. Строятся дороги, создаются сети интернет-продаж, больницы и школы. Как следует из доклада Китайского информационного центра сети интернет (CNNIC), по состоянию на июнь 2020 года жители 98% бедных деревень Китая получили широкополосный доступ в интернет через оптоволоконные кабели. Большинство мелких крестьянских хозяйств освобождены от налогов. Селянам предоставлены все возможности для производства и продажи продукции.
Справедливости ради следует заметить, что банковские вклады в Китае тоже облагаются налогом, его ставка 20%. Но это показывает, что налоги в Китае стимулируют граждан больше зарабатывать, больше вкладывать в производство напрямую. Там видят смысл в том, чтобы расширять налоговую базу, развивать экономику и платежеспособный спрос населения, понижая налоговую нагрузку. Выражаясь китайскими терминами, «повышать благосостояние народа». Вот китайская экономика и развивается темпами 6-7% в год. И в драматическом 2020 году Китай стал единственной в мире крупной страной, показавшей рост, а не падение, — ВВП Поднебесной вырос на 2,2%.