Чем глубже кризис, тем большим спросом пользуются «лукавые» товары. А в эту категорию попадает очень многое из того, что мы пьем, едим и носим. Сейчас подделывают не только дорогие брендовые вещи, но и все, что пользуется хоть каким-то спросом. И если в магазинах за этим еще как-то следят, то в онлайне процветает пиратская вольница.
Объем отечественного рынка контрафактной продукции оценивается сегодня в 2,5-3 трлн рублей. В некоторых товарных категориях (например, в люксе) обороты продаж подделок намного превышают реализацию оригинала.
По статистике, в российском контрафактном рейтинге с солидным отрывом лидирует ликероводочная продукция. На втором месте — одежда и обувь, а замыкают призовую тройку автомобильные масла. Много шансов нарваться на «левак» при покупке ювелирных изделий, косметики, парфюмерии, красной икры, сливочного и подсолнечного масла.
Зачастую покупатели сами ищут контрафакт в целях экономии денег из похудевшего кошелька, так что говорить об обмане не приходится. А основным каналом сбыта подделок является интернет. В Сети творится вакханалия. Доходит до смешного: небольшой магазин в каком-нибудь торговом центре имеет в офлайне один ассортимент, а на сайте — другой, разнообразный и подозрительный.
Несколько лет назад правительство пыталось повлиять на ситуацию введением обязательной маркировки в некоторых товарных категориях. Начали с шуб и меховых изделий, затем подконтрольный список пополнили табак, парфюмерия, обувь, шины, фототовары, велосипеды. К 2024 году этот перечень должен стать еще шире. Но оказалось, что отслеживание легально произведенной продукции позволяет повысить собираемость налогов, но мало влияет на присутствие контрафакта на рынке.
Нет, что-то делается: в магазины приходят проверки, «серые» площадки в интернете исправно блокируют, но все это похоже на попытку потушить лесной пожар из бутылочки. На месте закрытых магазинов начинают работать новые, а вместо одного заблокированного сайта появляются десять.
Специалисты говорят: в условиях высокого спроса на контрафакт борьба с ним — сизифов труд. Ведь для многих из нас покупка контрафакта не является чем-то предосудительным. А продавцы, не стесняясь, говорят, что торгуют неоригинальным товаром, который, впрочем, «по качеству не уступает фирменному, поскольку производится на том же заводе, только в ночную смену».
И мы готовы этому поверить и проверить, так ли уж сильно Abibas отличается от Adidas.
Получится ли избавиться от этого стереотипа и победить контрафакт? Сейчас вряд ли кто-то возьмется всерьез рассуждать об этом. Однако в свое время мало кто верил и в то, что россияне будут платить за музыку и фильмы. Но с появлением качественных сервисов они начали это делать, причем довольно активно. На революционный отказ от массового использования пиратского контента потребовалось каких-то 10 лет. Возможно, мы станем свидетелями столь же решительного отказа от контрафакта, правда, лишь при одном условии — если будет чем платить за оригинал.
Осталось лишь дожить до светлых времен.