Главная Наука и технологии 00:02 21 Сентября 2018 4011
А вас, Ми-8, я попрошу остаться! Продолжение

Можно ли запретом на полеты старых, но еще надежных вертолетов стимулировать производство новой техники?

Андрей Бычков, конструктор Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля, с 1968-го по 2017-й - начальник ОКБ, заместитель главного конструктора
Фото: globallookpress.com

На эту идею чиновников от авиации наши эксперты дали однозначно отрицательный ответ («Труд» от 7 сентября 2018 года). Тему продолжил человек, знающий ситуацию в этой сфере не понаслышке. Известный конструктор, полвека проработавший в знаменитом КБ завода Миля, делится своими мыслями и выводами.

Для того чтобы понять ситуацию в отрасли, надо для начала взглянуть на кадровый состав руководителей холдинга «Вертолеты России» последних лет, меняющийся каждые четыре года. Так вот, никто из них не имеет профильного образования. Они профессионального авиационного языка не понимают, не говоря уже об авиационных базовых понятиях. И эти люди, ничтоже сумняшеся, соглашаются управлять вертолетной отраслью.

Кстати, самодостаточный человек с чувством собственного достоинства только лишь за шкурный интерес никогда не согласится управлять делом, в котором ничего не смыслит, — репутация дороже! А эти товарищи готовы управлять чем угодно, от завода-гиганта до театра кабуки, пока не угробят дело и не начнут очередной забег по высоким кабинетам в поисках следующей руководящей (и, конечно же, высокодоходной) должности.

Невежество, несостоятельность стали настолько привычным делом там, где раньше требовались высокая компетентность, опыт и ответственность, что уже никого не изумляют взлеты «эффективных менеджеров». Вчера они управляли автомобильным гигантом, завтра их бросают на космос, оттуда катапультируют в следующее руководящее кресло. Возможны варианты, но закономерность такова: дело, которым руководит невежество, где тихо и незаметно, а где и с треском, но обязательно умирает.

Такую картину мы видели воочию. На Московском вертолетном заводе изменили структуру управления как бы на заграничный манер, руководствуясь лишь административным зудом. Новые менеджеры по определению не могли вписаться в сложную структуру школы Миля. Ни знаниями, ни опытом, ни уровнем культуры, соответствующими школе вертолетного творчества и обеспечивающими авторитет руководителям, они не обладали. Выход в таких случаях один: разделяй и властвуй. Так оно и случилось. Если раньше был единый центр принятия решений — генеральный конструктор со своими экспертами — замами по темам, то с введением директоров программ и всяких прочих служб таких центров стало множество, аппарат их вырос на порядки. Возник (и не сам по себе, а искусственно созданный) хаос. При этом должность генерального конструктора пришельцы обнулили, отобрав у него большую часть полномочий.

И это вовсе не исключительный случай. Такая смена менеджмента прокатилась практически по всей оборонке, куда власть направила своих клевретов оптимизировать (якобы в государственных интересах) финансовые потоки. Холдинг «Вертолеты России» наложил лапу не только на МВЗ имени Миля, но и на все остальные предприятия вертолетной промышленности, сосредоточив их обороты в одних руках. По сути, правильное решение о структурировании промышленности поручили профанам. Как ни тривиально звучит, но все действительно познается в сравнении. Так вот, на фоне новых управленцев из экономистов и юристов все предыдущие, по образованию инженеры, выглядят просто академиками менеджмента.

Впрочем, творческое предприятие, на котором в течение 10 лет сменились несколько руководителей, по определению не может не испустить дух. Но это не смущало создателей холдинга — даже наоборот. Порой создавалось впечатление, неуклонно переходящее в уверенность, что взявшимся за штурвал дилетантам профессионалы действуют на нервы. А к чему это ведет? Те, кто разбирается в деле, понимают, что задавать неудобные вопросы начальству — занятие бессмысленное и себе дороже. Не стоит начальников, у которых и руки, и голова растут из другого места, раздражать — и это становится единственным правилом выживания на предприятии. Ну а начальники, убедившись, что дело валится в тартарары, несмотря на все их мудрые установки, приходят к стандартному выводу: их подчиненные — саботажники, не хотят или не могут принять новые, современные правила ведения бизнеса, пытаются обдурить и жить по старинке. А противную мысль про то, что раньше эти же мастодонты делали технику не хуже других, а иногда и лучше всех в мире, можно отбросить куда подальше.

Время уходит, а с ним и последние профессионалы. Серьезной работы, которая бы позволяла передать опыт молодежи, нет. Тупик. «Школа» убита. И это пострашнее всех антироссийских санкций.

В приложении к авиастроению старая дилемма «первична курица или яйцо» звучит так: прибыль рождает технику или техника — прибыль? Для ответа целесообразно задаться другим вопросом. Кому проще разобраться в тонкостях: технарю в финансах или финансисту в технике? Опыт и здравый смысл подсказывают, что руководителю-технарю финансовые проблемы на уровне предприятия элементарно постижимы. Как говорится, не бином Ньютона. На уровне предприятия экономики как науки нет. Экономика — это кредит, его ставки, налоги, валюта, банки, инфляция. Поэтому экономист или финансист (тем более юрист) на уровне предприятия занимается не экономикой, а скорее элементами бухгалтерии. И они никогда не разберутся в тонкостях разработки и производства высокотехнологичной продукции так, чтобы суметь сделать верный прогноз по ее перспективному развитию с реализацией соответствующего проекта.

Ну кто виноват, что техническая интуиция приобретается только с опытом создания продукта! Финансовая интуиция, если она и существует, не поможет. Типичный пример — провалы с затеями Ё-мобиля миллиардера Прохорова и вертолета Мамута. Новые технологии, обеспечивающие самую прибыльную временную монополию для бизнеса, создают технари, а не финансисты. Современные тому примеры: Нойс, Гейтс, Джобс, Цукерберг. А вот примеры постарше, но не менее убедительные: Форд, Карнеги, Истмен, Уотсон. Именно отсюда и вывод известных стокгольмских профессоров: «Бизнес пляшет под дудку таланта».

Письмо в «Труд»

— Могу сказать, что ваша статья о Ми-8 вызвала большой интерес в среде профессионалов. В ней, в частности, говорится о бездействии холдинга в вопросе использования Ми-8 на местных авиалиниях. Они руководили отраслью с 2006 года, а теперь, оказывается, внутренний рынок не охвачен, потому что нет новых вертолетов... А откуда им взяться?

Простой пример. Сравним эффективность управления целиком авиационной отраслью в стране. Так вот, 30 лет назад в Шестом главке Министерства авиационной промышленности, который курировал фирмы Ильюшина, Туполева, Антонова и Миля со всеми их серийными заводами, работали 62 человека. Еще некоторое число чиновников по авиационной промышленности было в Госплане и Совете министров. Возможно, в сумме и набралась бы сотня управленцев. А сегодня только в «Вертолетах России», управляющей вертолетной промышленностью компании, работают несколько сотен человек. А над ними еще есть надстройки в виде «Ростехнологий»... Синекура. И это притом что за время существования этих руководящих, управляющих и надзирающих структур никаких новых летательных аппаратов создано не было.

Выводы делайте сами.

Автор попросил не указывать его имени, поскольку опасается потерять работу в холдинге.

По сведениям главы государства, в минувшем году на передовую ежедневно отправлялось около четырех тысяч FPV-дронов 
Российский солдат с FPV-дроном. Фото: www.mil.ru

В 2024 году российские Вооруженные силы получили свыше полутора миллионов беспилотников разных типов. Об этом в среду, 23 апреля рассказал на заседании военно-промышленной комиссии президент РФ Владимир Путин. Тем не менее, констатировал глава...

Президент провел в Санкт-Петербурге совещание по развитию Военно-морского флота 

Фото: http://kremlin.ru

Морской компонент стратегических ядерных сил России на сто процентов укомплектован современным оружием и техникой. Об этом в пятницу, 11 апреля сообщил на совещании по развитию Военно-морского флота (ВМФ) в Санкт-Петербурге глава государства Владимир...

Есть случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения

Ольга Лернер
Труд
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Развитие технологий ИИ привело к возникновению побочного эффекта: фиксируются случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения. Кое-где такие связи даже пытаются...

Постановка на конвейер самолета Ил-114-300 достойна занесения в Книгу рекордов Гиннесса как образчик авиационного долгостроя

Анатолий Журин
Труд
Как же долог разбег этого самолета в небеса! Фото: UAC/globallookpress.com

Первый полет отечественного SSJ 100 с российским двигателем ПД-8 состоится в ближайшие три месяца, заявил Михаил Мишустин, выступая на прошлой неделе в Госдуме. Премьер напомнил, что с 2026 года российские авиазаводы...

Оформление государственных услуг переходит в онлайн и на самообслуживание. И вот как это выглядит

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Люди оказались заложниками неуемного стремления властей побыстрее попасть в цифровое будущее. Фото: Вадим Ахметов/Ura.ru, globallookpress.com

Неприглядную картину пришлось наблюдать в минувшую субботу, 29 марта, в центре государственных слуг столичного района Раменки. В специальном зале, отведенном для «самостоятельного» получения необходимых услуг,...

Это гиперзвуковой дрон MD-19, который может нести ядерное оружие

Фото: Christophe Gateau/dpa, globallookpress.com

Китайский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) MD-19, который способен летать с гиперзвуковой скоростью, может стать кошмаром для системы противовоздушной обороны США. Об этом говорится в статье, опубликованной в интернет-издании The National...

Как Юрий Гагарин стал первым космонавтом и какие ритуалы соблюдают его последователи

Анатолий Журин
Труд
Фото: Photoagency Interpress/Russian Look, globallookpress.com

Завтра, 12 апреля, мы отмечаем праздник, который подарил стране и миру Юрий Гагарин, совершивший первый в истории человечества космический полет. В этот памятный день на телеканале «Культура» готовится...

На «Интеграции-2025» свою продукцию представили больше 130 компаний

Ольга Щербакова
Труд
Фото с сайта integration.ru

Международная специализированная выставка инновационных технологий социальной адаптации и реабилитации людей с инвалидностью «Интеграция», завершившаяся вчера в столичном «Тимирязев Центре», побила все...

О некоторых результатах вынужденного эксперимента «жизнь без смартфона»

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он был со мной неразлучно последние два года. До него у меня были другие, конечно, но он оказался столь совершенным, что поменял мою жизнь. Ему я доверяла все свои тайны, отдавая на хранение личные дневники....

Наука и технологии 00:28 / 11 Апреля 2025 4084
Технопарк

Дрон с шашечками, робоконь, высокотехнологичная батарейка

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: Wang Jingqiang/Синьхуа, globallookpress.com

13 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге испытали первый в России троллейбус, который придумал российский изобретатель Петр Фрезе. И хотя тесты прошли достаточно успешно, новинка в России прижилась далеко не сразу....

Как космонавтам бороться с лунной пылью и что им делать с надоевшей едой из тюбиков?

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Изображение: Freepik.com

7 мая отмечается Международный день планетариев. Ровно 100 лет назад в Мюнхене открылось первое в мире «окно в звездный мир», оснащенное лучшей для того времени цейсовской техникой. Как тогда писали газеты, «это...

Идет работа над реализацией концепции «от терминала до терминала» в условиях кабины без остекления

Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Специалисты Национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» первыми в мире испытали технологии искусственного интеллекта (ИИ) для сверхзвукового гражданского самолета. Об этом сообщила пресс-служба центра. «В...

Каким он был, тот день, когда весь мир узнал, что русские покорили космическое пространство?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: imago stock&people, globallookpress.com

Светило солнце. Развезло дороги. Бежали ручейки. В еще прохладном воздухе уже разлилась весна. Племянница Юрия Гагарина Тамара Филатова в деталях описала тот самый день, когда 15 лет назад я приехала на родину первого...

Так некоторые по-свойски именуют искусственный интеллект. Правда, пока никто толком не знает, на что этот Иваныч способен

Надежда Арабкина
Труд
Можно заиграться и однажды проснуться в мире, где умные машины правят глупыми людьми. Фото: Freepik.com

ИИ, искусственный интеллект, стремительно ворвался в нашу жизнь, и вот уже некоторые совсем по-свойски зовут его Иван Иванычем. Правда, пока никто толком не знает, на что этот Иваныч способен. Понятно одно: это компьютерная...

Как советский истребитель Ла-5 обогнал немецкий «Фокке-Вульф»

Анатолий Журин
Труд
Боевое крещение «лавки», как называли эти самолеты летчики, приняли в 1942 году в сталинградском небе. И потом их вылеты немецкие наблюдатели неизменно встречали тревожным: «Ахтунг! Ахтунг! Ла-фюнф ин дер люфт!»

Летом 1942 года летчики люфтваффе были озадачены появлением над Сталинградом неизвестных советских самолетов. Это были первые войсковые испытания новейших истребителей Ла-5. С 14 по 24 августа 19 пилотов совершили 180...

Речь идет об исследовательской станции «Космос-482», которая отравилась в космос в 1972 году

Фото: NASA/JPL-Caltech via CNP, globallookpress.com

Запущенный Советским Союзом более 50 лет назад космический зонд для исследования Венеры, который не смог достичь этой планеты, в ближайшие дни вернется на Землю. Об этом сообщил японский телеканал NHK со ссылкой на расчеты специалистов Национального...