Наш обзор мы начнем с прошедшего еще в июле супертурнира в Бильбао, где шестеро сильнейших гроссмейстеров соревновались в два круга по футбольной системе зачета очков. Такой пиетет по отношению к этому несколько устаревшему (в новостном плане) соревнованию объясняется очень просто — это было последнее совместное выступление чемпиона мира Магнуса Карлсона и претендента Сергея Карякина перед их предстоящим в ноябре матче за шахматную корону. Скажем прямо, предварительный раунд целиком остался за Карлсеном. Сенсационно уступив в первом туре американцу Хикару Накамуре (своему традиционному «клиенту»), норвежец уверенно отреваншировался в трех последующих поединках, а затем, взяв небольшую ничейную паузу, в последней партии обыграл Аниша Гири из Голландии. К слову, Накамура все остальные партии завершил миром и занял второе место, а обычно труднопробиваемый Гири (вспомним 14 ничьих из 14 возможных в турнире претендентов) получил еще две пробои-ны и оказался последним.
Карякин же выглядел очень солидно и уверенно: не испытывал особых трудностей черными, а имея преимущество выступки, ставил перед противниками определенные проблемы. Однако все сказанное не касается микроматча с чемпионом мира. Получив черным цветом очень неплохую позицию, Сергей неожиданно проиграл ее буквально за несколько ходов, не оказав должного сопротивления. Белыми же, взяв не вполне «съедобную» пешку, поставил Карлсена перед непростым, но приятным выбором — играть на выигрыш или сразу форсировать ничью. Магнус выбрал второе решение, но язык не поворачивается считать произошедшее моральной победой россиянина. Не думаю, однако, что нашим болельщикам стоит сильно расстраиваться. Уже стало банальностью напомнить, что в последние годы Карякин по-настоящему хорошо играет лишь в судьбоносных турнирах.
Зато другой супертурнир в Сент-Луисе этап Гран-при «Кубок Синкфилда» закончился только что. Участники предстоящего матча на первенство мира в нем уже не играли, зато все остальные, как говорится, были на месте. Кроме Владимира Крамника, которого, к сожалению, подвело здоровье. Его заменил другой россиянин Петр Свидлер. Примета об особой удачливости включенного в последний момент игрока на этот раз не сработала. В первых же двух партиях Свидлер потерпел поражения, но, к счастью, собрался и ниже ватерлинии не опустился. Чему немало способствовала победа в предпоследнем туре над Гири. Увы, второй турнир подряд Аниш Гири, пользующийся симпатией большого числа российских болельщиков, заканчивает на последнем месте с результатом −3 и без побед.
В целом, это соревнование, как и все последние с приставкой «супер», получилось не слишком результативным. Достаточно сказать, что все участники, занявшие места верхней части таблицы, завершили в ничью больше 2/3 своих поединков. Фабиано Каруана и Вишнаватан Ананд вообще выиграли по одному поединку при восьми ничьих, что не помешало им поделить 2-5 места с чуть более результативными (+2; −1) Веселином Топаловым и Левоном Ароняном. Игра Топалова оставила очень яркое, но несколько странное впечатление. В последнем туре он имел все шансы победить Ароняна, но в ладейном эндшпиле удивительным образом вместо легкого и правильного пути к успеху избрал сложный и неправильный. Похожим образом был амнистирован во втором туре Каруана, причем в заключительной позиции Веселин мог еще долго мучить противника без всякого риска для себя. Как мы видим, даже в ничейных партиях многое осталось за кадром, и назвать этот турнир совсем неинтересным никак нельзя. Победителем же стал американский гроссмейстер Уэсли Со. Семь ничьих, раз уж мы зациклились на этой теме, ему в этом отнюдь не помешали. Уэсли уверенно обыграл соотечественника Накамуру и не столь уверенно Топалова (главный ньюсмейкер этого соревнования подставился на ровном месте). Для американца это первый супертитул в карьере, притом, что год назад был в Сент-Луисе последним.
Уже через две недели в Баку начнется шахматная олимпиада, где за сборную США сыграют сразу три участника турнира в Сент-Луисе (Со, Каруана и Накамура). Наверное, впервые за 75 лет, американская сборная выступит в роли фаворита, которым всегда была советская, а затем и российская сборная. Но мне почему-то кажется, что именно сейчас россияне получили отличный стимул, которого нам уже много лет не хватает для победы.