Сегодня на заседании Госдумы будут рассмотрены в первом чтении поправки в Налоговый кодекс, которые напрямую касаются всех российских автомобилистов. Авторы проекта предлагают отменить транспортный налог и заложить его в стоимость топлива.
Сейчас размер налога на транспортное средство не зависит от того, насколько активно владелец пользуется своим авто. Значение имеет только число лошадиных сил и регион. По мнению разработчиков, такой подход несправедлив. «Собираемый транспортный налог тратится на обслуживание дорог, — говорит один из авторов законопроекта депутат Госдумы Максим Рохмистров. — Но ведь люди, которые больше ездят, по логике должны и больше отдавать на ремонт дорог. И неважно, «Жигули» это или «Лексус».
Это и стало основополагающим принципом в предлагаемой схеме взимания транспортного налога. Его размер должен напрямую зависеть от пройденного километража: отчисления в бюджет должны производиться с каждого купленного литра бензина, считают разработчики. При отплате топлива на заправке автомобилист получит чек, в котором будет прописана сумма взимаемого налога. Самому водителю больше не потребуется ежегодно заполнять налоговые декларации.
Предусматривается вилка налоговой ставки в пределах от 3 до 6%. Так как транспортный налог является региональным, то каждый субъект должен иметь право устанавливать окончательный размер «бензинового» сбора, говорится в законопроекте.
Одним из преимуществ такой схемы ее разработчики называют тот факт, что транспортные сборы будут поступать в бюджет в течение всего года, а не один раз, как сейчас. И в таком случае получаемые средства регионы смогут тут же использовать на текущий ремонт дорог, а не ждать конца налогового периода. «Плюс к этому так мы простимулируем обновление российского автопарка, — добавляет Рохмистров. — Ведь современные автомобили расходуют меньше топлива». Конечно, поменять относительно дешевые «Жигули» на более дорогой автомобиль, но с меньшим расходом бензина по карману далеко не каждому. Но, как заявил «Труду» Рохмистров, транспортный налог «не призван решать социальные вопросы».
По подсчетам «Труда», в случае принятия новой схемы затраты среднего российского автомобилиста на транспортный налог вырастут примерно в три раза. Одновременно более чем на 10% вырастут и цены на бензин. «Розничные продавцы топлива, на которых хотят переложить техническую сторону сбора налога, могут повысить цены (плюс к налоговым прибавкам) как минимум на 50–70 копеек с литра», — заявил «Труду» исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Аналитик ИК «ФИНАМ» Александр Еремин полагает, что надбавка может составить и 1,5 рубля за литр. Таким образом, если отталкиваться от нынешних расценок, литр топлива вырастет в цене примерно на 3 рубля.
Эксперты сомневаются в том, что законопроект будет принят в нынешнем виде, однако это вовсе не означает, что автовладельцы застрахованы от ценовых революций. На днях правительство приняло решение по созданию бюджетного фонда по строительству и ремонту дорог. Как стало известно вчера, пополнять фонд предполагается, в частности, за счет увеличения ставок акцизов на бензин, дизтопливо и моторные масла.
Как пояснили в Минтрансе, сегодня акцизы на эти виды товаров полностью зачисляются в региональные бюджеты. Минтранс предлагает 50% доходов от их увеличения концентрировать в федеральной части дорожного фонда. На сколько увеличатся акцизы, пока не сообщается, однако очевидно, что рост цен на бензин неминуем. Понимают это и в правительстве, где в качестве компенсации автолюбителям предлагают отменить тот же транспортный налог.