Преображенский суд Москвы отказал московскому журналисту Сергею Бычкову в удовлетворении его иска к заместителю председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерею Всеволоду Чаплину о защите чести, достоинства, деловой репутации и взыскании 100 тысяч рублей за компенсацию морального вреда. Сразу после завершающего, третьего по счету, судебного заседания, которое длилось более пяти часов, отец Всеволод ответил на наши вопросы.
- Внимание к этому процессу было велико еще и потому, что это редкий в своем роде случай. Церковь, как правило, не входит в разбирательства со своими обидчиками, да и тут выступала в качестве ответчика. Такова ее позиция?
- На самом деле Церковь не молчит. В том числе и в отношении этого персонажа. Еще в 1997 году Святейший Патриарх Алексий и Священный Синод Русской православной церкви осудили публикации в московских газетах. Вовсе не случайно, что такие разные по своей направленности газеты были тогда подвергнуты осуждению в одном определении Синода. Дело в том, что они с разных сторон очерняли жизнь Церкви, при этом не просто лгали, но пытались стравливать людей друг с другом, стремились посеять раскол в Церкви. Такие попытки не прекратились и по сей день. На мой взгляд, раскол нашей Церкви - это безумная мечта господина Бычкова, который для этого использует любые провокации. Вот и в день судебного заседания он в очередной раз солгал, заявив, будто бы я в чем-то разоблачал на суде наших иерархов - этого, естественного, не было. Он лжет настолько бесцеремонно, что это свидетельствует о его духовной патологии. Даже священник Андрей Николаев, сгоревший с семьей в собственном доме в Тверской области, удостоился от Бычкова газетной грязи. Вот такая псевдожурналистика, основанная на лжи и хамстве, должна уйти в прошлое. Для этого и нужно прямо называть лжеца лжецом.
- Решением суда вы удовлетворены?
- Я считаю его справедливым. Судом подтверждено, что Бычков заведомо говорил неправду. Он, например, утверждал, что на Всемирном саммите религиозных лидеров в Москве не было представителей протестантских церквей Великобритании, Германии, тогда как в саммите участвовали и епископ Лондонский, и глава Евангелической церкви Германии. При этом сам Бычков признает, что был на саммите, так что ссылаться на неведение никак не может. Отказ Бычкову в удовлетворении иска, по-моему, означает, что суд признал этого господина лжецом. Суд при этом защитил свободу называть ложь ложью, а грех лжи - духовной болезнью.