Говорят, чтобы быстро познакомиться со страной, достаточно проехать по ней на поезде. Даже на скоростном, когда, кажется, виды из окна сливаются в сплошную зыбкую ленту. Но главное-то все равно различается. Вот и здесь, на маршруте Пекин — Ханчжоу, видишь Китай в полный рост.
Итак, что прежде всего бросается в глаза? Сплошь обработанные поля, засажен, используется каждый клочок земли. Насколько глаз хватает, тянутся ровные ряды кукурузы, батата, гаоляна, разделенные аккуратными лесозащитными полосами. Немецкий орднунг отдыхает. В этом вроде бы несвойственном для Китая порядке кое-где появляются типичные одноэтажные крестьянские постройки. Нередко полуразрушенные. Это там, где их начали сносить, а на их месте возводить многоэтажные дома со всеми удобствами для крестьян: земля в Китае ценится, поэтому даже в сельской местности на месте фанз возникают целые мини-города со всей инфраструктурой: магазинами, детскими садами, школами, больницами.
Сплошь и рядом китайская глубинка пронизана автобанами, связавшими страну воедино. Эти дороги больше походят на немецкие, ничем не напоминая ухабистые проселки, еще 30 лет назад тонкими, то и дело прерывающимися ниточками соединявшие город и китайскую деревню. Сейчас идеальное полотно многополосного асфальта перемежается многоуровневыми развязками, плавными сходами с трасс.
Периодически за окном возникают архитектурные артефакты: культовые сооружения, памятники. Впрочем, иногда это явно новодел, искусно замаскированный под старину. Так в Китае создают новые точки притяжения туристов. Неотъемлемая часть этого провинциального пейзажа — солнечные и ветряные электростанции, тепличные хозяйства.
Разглядеть более мелкие детали провинциальной жизни не представляется возможным: поезд Пекин — Ханчжоу движется со скоростью свыше 300 километров в час. Хотя картинка практически не дергается: особая технология укладки рельсов и подвеска вагонов дают о себе знать. Усыпляющего российского путешественника стука колес не слышно.
Вагон слегка подрагивает, лишь когда по соседней колее проносится встречный поезд: легкий толчок — и через секунду все затихает. Время от времени состав ныряет в длинный туннель или взлетает на мост. Трасса кажется прямой, как стрела.
А 30 лет назад я вот так же ехал на поезде из Пекина в Шанхай. Но это было совсем другое путешествие. Представьте российский плацкартный вагон пассажирского (не скорого) поезда, идущего в какой-нибудь Торжок. Прибавьте еще грязи, сигаретного дыма, шумных разговоров: Сейчас в китайских скоростных поездах курить, сорить, пить спиртное запрещено. Запрет строго соблюдается. Как и требование соблюдать гигиену. Китайская привычка бросать мусор себе под ноги куда-то улетучилась, в поезде ни соринки.
Многое о стране говорят вокзалы. Вокзал в провинциальном городе Ханчжоу — шедевр современной архитектуры и одновременно сооружение циклопического масштаба. Он самый большой в Азии. При этом идеальная чистота сочетается с европейской организацией и порядком в распределении пассажирских потоков. А для того чтобы попасть на перрон и далее в вагон, необходимо пройти строгий контроль. Сразу скажу: таких вокзалов в России нет.
Самое удивительное то, как быстро все эти технологические и организационные новшества стали обыденностью для китайцев. Нет ажиотажа на вокзале, с усталым равнодушием взирает на окружающую действительность полуспящий вагон скоростного поезда. Потому что почти все крупные города центра, запада и юга связаны такими магистралями, оснащены современными вокзалами. Магистраль Пекин — Ханчжоу не какая-то уникальная транспортная магистраль, которую показывают иностранцам и с гордостью поминают в докладах. Это лишь одна из множества подобных железнодорожных веток, круто изменивших жизнь Поднебесной.
Эти плоды цивилизации ломают представление европейца о Китае, буквально на глазах превратившемся из унылой и отсталой в суперсовременную страну. Думаю, для среднего россиянина столкновение с китайской действительностью было бы просто шоком.
...В 2011 году тогдашнего президента России Дмитрия Медведева провезли по новенькой скоростной трассе, пронизавшей с севера на юг самый южный и самый большой китайский остров — Хайнань. Китайцы не без коммерческого расчета хотели привлечь интерес российского руководителя. Но поездка нашего президента не впечатлила: мол, у нас тоже такие дороги и поезда имеются. На самом деле ничего подобного в России, несмотря на все разговоры, пока не построено. Для таких скоростей нужны специальные железнодорожные пути со своей инфраструктурой: мостами, туннелями и прочим: на скорости 300-350 километров в час резкие повороты и горки исключены. Если с китайцами все-таки удастся предметно договориться о строительстве дороги Москва — Казань, у нас появится первый такой образец современного железнодорожного искусства.
Китай же безнадежно ушел вперед в этом деле. Там построено свыше 20 тысяч километров суперсовременных дорог. Суть этого достижения не только в технологиях, а в том, что страна связана воедино, народ может легко перемещаться по немалым ее пространствам. Немаловажно и то, что большинству китайцев такой способ передвижения по карману. Например, 1200 километров пути от Пекина до Хан-чжоу обходится всего в 500 юаней — около 5 тысяч рублей. Все это в Китае работает как часы — безотказно, безаварийно и безопасно.