Чемодан, вокзал, будущее

Что увидел спецкор «Труда» из окна скоростного поезда, мчавшегося по китайской глубинке

Говорят, чтобы быстро познакомиться со страной, достаточно проехать по ней на поезде. Даже на скоростном, когда, кажется, виды из окна сливаются в сплошную зыбкую ленту. Но главное-то все равно различается. Вот и здесь, на маршруте Пекин — Ханчжоу, видишь Китай в полный рост.

Итак, что прежде всего бросается в глаза? Сплошь обработанные поля, засажен, используется каждый клочок земли. Насколько глаз хватает, тянутся ровные ряды кукурузы, батата, гаоляна, разделенные аккуратными лесозащитными полосами. Немецкий орднунг отдыхает. В этом вроде бы несвойственном для Китая порядке кое-где появляются типичные одноэтажные крестьянские постройки. Нередко полуразрушенные. Это там, где их начали сносить, а на их месте возводить многоэтажные дома со всеми удобствами для крестьян: земля в Китае ценится, поэтому даже в сельской местности на месте фанз возникают целые мини-города со всей инфраструктурой: магазинами, детскими садами, школами, больницами.

Сплошь и рядом китайская глубинка пронизана автобанами, связавшими страну воедино. Эти дороги больше походят на немецкие, ничем не напоминая ухабистые проселки, еще 30 лет назад тонкими, то и дело прерывающимися ниточками соединявшие город и китайскую деревню. Сейчас идеальное полотно многополосного асфальта перемежается многоуровневыми развязками, плавными сходами с трасс.

Периодически за окном возникают архитектурные артефакты: культовые сооружения, памятники. Впрочем, иногда это явно новодел, искусно замаскированный под старину. Так в Китае создают новые точки притяжения туристов. Неотъемлемая часть этого провинциального пейзажа — солнечные и ветряные электростанции, тепличные хозяйства.

Разглядеть более мелкие детали провинциальной жизни не представляется возможным: поезд Пекин — Ханчжоу движется со скоростью свыше 300 километров в час. Хотя картинка практически не дергается: особая технология укладки рельсов и подвеска вагонов дают о себе знать. Усыпляющего российского путешественника стука колес не слышно.

Вагон слегка подрагивает, лишь когда по соседней колее проносится встречный поезд: легкий толчок — и через секунду все затихает. Время от времени состав ныряет в длинный туннель или взлетает на мост. Трасса кажется прямой, как стрела.

А 30 лет назад я вот так же ехал на поезде из Пекина в Шанхай. Но это было совсем другое путешествие. Представьте российский плацкартный вагон пассажирского (не скорого) поезда, идущего в какой-нибудь Торжок. Прибавьте еще грязи, сигаретного дыма, шумных разговоров: Сейчас в китайских скоростных поездах курить, сорить, пить спиртное запрещено. Запрет строго соблюдается. Как и требование соблюдать гигиену. Китайская привычка бросать мусор себе под ноги куда-то улетучилась, в поезде ни соринки.

Многое о стране говорят вокзалы. Вокзал в провинциальном городе Ханчжоу — шедевр современной архитектуры и одновременно сооружение циклопического масштаба. Он самый большой в Азии. При этом идеальная чистота сочетается с европейской организацией и порядком в распределении пассажирских потоков. А для того чтобы попасть на перрон и далее в вагон, необходимо пройти строгий контроль. Сразу скажу: таких вокзалов в России нет.

Самое удивительное то, как быстро все эти технологические и организационные новшества стали обыденностью для китайцев. Нет ажиотажа на вокзале, с усталым равнодушием взирает на окружающую действительность полуспящий вагон скоростного поезда. Потому что почти все крупные города центра, запада и юга связаны такими магистралями, оснащены современными вокзалами. Магистраль Пекин — Ханчжоу не какая-то уникальная транспортная магистраль, которую показывают иностранцам и с гордостью поминают в докладах. Это лишь одна из множества подобных железнодорожных веток, круто изменивших жизнь Поднебесной.

Эти плоды цивилизации ломают представление европейца о Китае, буквально на глазах превратившемся из унылой и отсталой в суперсовременную страну. Думаю, для среднего россиянина столкновение с китайской действительностью было бы просто шоком.

...В 2011 году тогдашнего президента России Дмитрия Медведева провезли по новенькой скоростной трассе, пронизавшей с севера на юг самый южный и самый большой китайский остров — Хайнань. Китайцы не без коммерческого расчета хотели привлечь интерес российского руководителя. Но поездка нашего президента не впечатлила: мол, у нас тоже такие дороги и поезда имеются. На самом деле ничего подобного в России, несмотря на все разговоры, пока не построено. Для таких скоростей нужны специальные железнодорожные пути со своей инфраструктурой: мостами, туннелями и прочим: на скорости 300-350 километров в час резкие повороты и горки исключены. Если с китайцами все-таки удастся предметно договориться о строительстве дороги Москва — Казань, у нас появится первый такой образец современного железнодорожного искусства.

Китай же безнадежно ушел вперед в этом деле. Там построено свыше 20 тысяч километров суперсовременных дорог. Суть этого достижения не только в технологиях, а в том, что страна связана воедино, народ может легко перемещаться по немалым ее пространствам. Немаловажно и то, что большинству китайцев такой способ передвижения по карману. Например, 1200 километров пути от Пекина до Хан-чжоу обходится всего в 500 юаней — около 5 тысяч рублей. Все это в Китае работает как часы — безотказно, безаварийно и безопасно.