Первая половина 2018 года отмечена новыми успехами в строительстве некоррумпированного правительства и партийных структур в Китае. Были отстранены от должностей и привлечены к судебной ответственности высокопоставленные чиновники, принят целый ряд антикоррупционных законов, продолжено преследование коррупционеров, сбежавших за границу. Все это свидетельствует об усилении бдительности, неустанных усилиях по противодействию коррупции и по-ощрению честного и бескорыстного отношения к служебным обязанностям.
По информации Верховной народной прокуратуры КНР, в обнародованных 84 делах о должностных преступлениях 88 человек связаны с КПК, среди них 14 высокопоставленных чиновников провинциального министерского уровня и выше. Против всех этих лиц выдвинуты государственные обвинения в коррупции.
Среди 14 высокопоставленных лиц, обвиненных в коррупции, лишь один чиновник оказался на уровне заместителя государственного министра — «тигр». Это бывший член комитета Политбюро ЦК КПК 18-го созыва, бывший секретарь партийного комитета города Чунцина Сунь Чжэнцай. Он стал шестым задержанным за коррупцию «тигром» — высокопоставленным чиновником на уровне замминистра — со времени проведения 18-го Всекитайского съезда КПК. Во время двух сессий в этом году (сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) был представлен доклад Верховной народной прокуратуры, согласно которому органы прокуратуры возбудили уголовные дела против 120 бывших высокопоставленных чиновников на уровне министерств и выше, в том числе против Чжоу Юнкана (бывший министр общественной безопасности КНР, бывший член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК), Сунь Чжэнцая, Лин Цзихуа и Су Жуна, из них обвинения были предъявлены 105 чиновникам. В докладе сказано, что в борьбе с коррупцией достигнуты выдающиеся результаты, обеспечивающие решающую победу над этим злом.
В текущем году 10 «тигров» были отстранены от должностей, шесть из них занимали должности заместителей на уровне провинциальных правительств.
За первую половину этого года, вплоть до 29 июня, четырем «тиграм» судом было определено наказание. Одновременно с этим судебное разбирательство начато в отношении 13 бывших чиновников на уровне провинциальных министерств. Трем из них инкриминируется получение взяток в размере свыше 100 млн юаней (1 млрд рублей — особо крупный размер).
20 марта 2018 года на Первой сессии ВСНП 13-го созыва были приняты поправки к Конституции КНР и Закон КНР о контроле, утвержден юридический статус ревизионной комиссии в качестве государственного органа. Появление Закона о контроле положило начало новому этапу в усилении государственного антикоррупционного законодательства.
23 марта 2018 года Национальная надзорная комиссия официально начала свою работу. Через 10 дней, 1 апреля, появилось сообщение о том, что «бывший член партийного комитета, заместитель губернатора провинции Гуйчжоу Ван Сяогуан подозревается в серьезном нарушении дисциплины, идет расследование». Эта новость сразу же привлекла внимание общественности. Ван Сяогуан стал первым «тигром», которого «поймала» Национальная надзорная комиссия совместно с Центральной комиссией КПК по проверке дисциплины с момента осуществления Закона о контроле.
Все это наглядно показывает, что в борьбе с коррупцией в Китае нет неприкасаемых лиц, преступники преследуются по всему миру, им не уйти от ответственности, где бы они ни были. Последний пример. 22 июня бывший начальник филиала Цзянмэнь Банка Китая (Bank of China) Лай Минминь сам вернулся на родину из-за границы и сдался властям, став вторым в этом году возвратившимся чиновником из списка 100 самых разыскиваемых лиц. А всего из этого списка были задержаны 53 человека.
6 июня специальный орган — Канцелярия по вопросам розыска и возврата беглых преступников при Центральной антикоррупционной координационной группе ЦК КПК — опубликовала «Информацию о части сбежавших чиновников». Таким образом, китайское правительство впервые после проведения 19-го Всекитайского съезда КПК и второй раз с момента учреждения Канцелярии по вопросам розыска и возврата беглых преступников опубликовала подробные сведения о 50 сбежавших лицах, которые подозреваются в должностных и экономических преступлениях. Среди них 32 человека из списка 100 самых разыскиваемых лиц.
С апреля 2015 года, когда Антикоррупционная координационная группа ЦК КПК развернула кампанию «Небесная сеть», а также опубликовала список «100 самых разыскиваемых лиц», по апрель 2017 года Канцелярия по вопросам розыска и возврата беглых преступников при ЦК КПК предоставила информацию о 22 сбежавших чиновниках, а к 6 июня 2018 года обнародовала сведения еще о 50 лицах, подозреваемых в должностных и экономических преступлениях.
Всего же на конец апреля 2018 года в рамках кампании «Небесная сеть» Китай вернул в страну 4141 сбежавшее должностное лицо из более 90 стран и районов мира. Среди них 825 госслужащих. Объем возвращенных расхищенных средств — около 10 млрд юаней (100 млрд рублей).
Особое место в масштабной перестройке системы государственного управления занимает борьба с формализмом и бюрократизмом. По информации Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины и Национальной надзорной комиссии, вплоть до 31 мая этого года по всей стране было заведено 18985 дел о нарушении «восьми положений об улучшении стиля работы и поддержания тесной связи с массами» — специального кодекса поведения чиновников. К ответственности были привлечены 27099 человек, административные и дисциплинарные взыскания применены против 19227 человек. Это больше, чем за аналогичный период 2017 года, когда по факту нарушения «восьми положений» было заведено 15093 дела, к ответственности привлечены 21697 человек, административные и дисциплинарные взыскания применены в отношении 14893 человек.
После 19-го Всекитайского съезда ЦК КПК председатель КНР Си Цзиньпин не раз отмечал необходимость вскрывать и исправлять формализм и бюрократизм. В связи с этим по всей стране разрабатывались специальные меры по искоренению этих явлений, расширялась борьба с ними.
Комиссия по проверке дисциплины Центрального военного совета КПК утвердила и опубликовала «Список вопросов для устранения формализма и бюрократизма», поставила целью искоренение этих недостатков.