"Моя жена - совершеннолетняя и сама примет решение", - так отреагировал Барщевский на просьбу об интервью с его второй половинкой. Случай редкий - в чиновничьем мире мужья, как правило, все решают за жен. Про супругу же Барщевского вообще мало что известно. Точнее - не известно ничего.
И вот мы - на кухне элитной московской квартиры. С подоконника и со спинки дивана на меня "смотрят" фарфоровые зебры и собаки. Их сотни - разного размера и окраса. И это лишь малая часть коллекции хозяйки! Остальные экспонаты на даче, где семья Барщевских в основном и обитает. У хозяина семьи тоже есть своя коллекция - холодное оружие. А раньше супруги вместе собирали марки. Все это я узнаю, пока Ольга изящно и быстро накрывает на стол. Сразу видно, что гости бывают здесь часто. И интервью как-то сразу из официального становится домашним. Такой "беседой с пряниками" в хорошей московской семье. И первый вопрос, само собой, об Ольгиных родителях.
КРОВЬ АРБАТА
- Ваш муж - коренной москвич. А вы?
- Я из арбатской семьи в третьем поколении. Мой дедушка был переводчиком и журналистом, знал 10 языков. Папа был журналистом и потом писателем, хотя первое образование у него юридическое. Несколько лет он работал следователем в Петрозаводске - я прожила там первые четыре года, хотя родилась в Москве.
- Вашей дочери удалось привить эти "арбатские" качества?
- В какой-то степени... Но это уже не то. У нас, как пел Окуджава, "арбатство, растворенное в крови". А дочь - другое поколение, другая психология.
- Ваш муж - человек публичный. Но никто не знает, чем занимается его жена.
- Я доктор наук, преподаю право. Но по первому образованию я филолог. Закончила Институт иностранных языков, преподавала французский. Потом защитила диссертацию на филфаке МГУ по теме: "Соотношение диалога и монолога в устной и письменной речи в гражданском судопроизводстве".
- А как же появилось юридическое образование?
- Когда я защитилась, Барщевскому предложили контракт в Америке. И мы жили полгода там, полгода здесь. Это продолжалось три года, я не работала и совсем озверела. А тут - перестройка, и мой французский стал никому не нужен, все учили английский. Еще и дочка засобиралась на юридический. Я решила: а чем я хуже? Моя мама - юрист, Миша - тоже юрист в четвертом поколении.
МЕЧТЫ, МЕЧТЫ...
- Какой предел мечтаний был в советские времена у молодых специалистов?
- Адвокатура. Три года Миша пытался вступить в коллегию адвокатов, и три года его не принимали. Причины разные. Во-первых, молодой. Во-вторых, без связей. В-третьих, не член КПСС. Я работала в те годы переводчиком у Валентины Терешковой, в Комитете советских женщин. И о другой жизни тогда трудно было и мечтать.
- Где жила молодая семья Барщевских после свадьбы?
- У Барщевских-старших, в трехкомнатной "хрущобе" с Мишиными родителями и бабушкой. Там родилась наша дочь Наташа. Три года мы обитали вшестером в трехкомнатной квартире. И очень дружно жили! У меня была потрясающая свекровь. Когда мы ссорились с мужем, то и свекор и свекровь вставали на мою сторону.
(Ольга так хвалит мужа, что я не удерживаюсь от провокационного вопроса.)
- А Михаил Юрьевич пеленки стирал?
- Стирал! И ночью к Наташе вставал. Однажды ему предстояла защита диплома, он очень волновался. И вот он однажды просыпается ночью в панике: "Мне надо на конкурс! Мне надо на конкурс!" Я говорю: "На какой конкурс?" А он в ответ: "Пеленки стирать!" Кстати, Миша отлично умеет готовить и печь. Поскольку он зануда и человек дотошный, то ко всему подходит обстоятельно и въедливо.
НАРЯДЫ ПОКУПАЕМ ВМЕСТЕ
- Ваш муж - адвокат правительства. Это мир чиновников. А вы с женами чиновников дружите?
- Нет. Общаюсь изредка, но дружбы не возникло.
- Как вы считаете, к вам относятся как к жене Барщевского или как к отдельному, состоявшемуся человеку?
- В чиновничьем мире, безусловно, ко мне относятся как к жене Барщевского. Это естественно.
- Вы ходите на правительственные "тусовки"?
- Я - нет. Он ходит, но это не тусовки. А, например, на дни рождения у кого-то в Белом доме. Хотя нет... (Ольга с трудом припоминает) как-то Барщевский взял меня на прием в Кремль, и там надо было быть в вечернем платье.
- У вас достаточно в гардеробе вечерних платьев?
- Есть. Но поводов их одевать немного. Бывает, что на дни рождения наших друзей мы все договариваемся и приходим в вечерних нарядах. Потом дважды в год бывает бал Ассамблеи третьего тысячелетия. И туда обязательно надо приходить в длинных вечерних платьях.
- Кто покупает платья?
- Мы вместе в Штатах покупаем. Там хорошо поставлен этот бизнес. Платья недорогие - 200-300 долларов, а не так, как у нас, - 2 - 3 тысячи долларов. Поэтому я могу себе позволить купить несколько платьев.
- А купить костюм, скажем, за 3 тысячи долларов вы можете себе позволить?
- Могу.
- Как на это муж посмотрит?
- Очень хорошо. У меня есть такие костюмы. Но вы поймите, я же их покупаю не раз в неделю. Барщевский знает, что я не транжира и не куплю дорогостоящую вещь лишь потому, что это модно.
НА ТРОЛЛЕЙБУСЕ ИЗ ЗАГСА
- У вас есть семейные традиции?
- Мы отмечаем все дни рождения. Необязательно широко, но душевно. А когда мы жили еще с родителями Миши, то все дни рождения мы отмечали в три приема. Сначала родственники - 20 человек, потом - коллеги-адвокаты, потом - друзья. Еще отмечаем день знакомства и день свадьбы.
- А свадебное платье шикарное было?
- Нет, простое розовое платье. Кстати, оно у меня в шкафу висит, и я до сих пор в него влезаю! Я помню, что маме кто-то достал отрез материи, и мы сшили из него это платье. Женились мы без свадебных кортежей, на троллейбусе из загса уезжали! А на следующий день улетели в свадебное путешествие - в Вильнюс.
- Вы часто звоните друг другу - не по делу, просто так?
- Очень. В день раз десять созваниваемся. В основном звонит Миша. Я не звоню, потому что у него могут быть переговоры или важная встреча. Зачем отрывать?
- Участие в воспитании внуков принимаете?
- Конечно. Они много времени проводят у нас на даче. Поскольку они городские мальчишки, то мы их приучаем к лесу. Они обожают собирать ландыши, грибы. И старший, ему шесть лет, уже разбирается в деревьях. Мы с Барщевским совершенно сумасшедшие грибники. И еще внуки очень любят наших собак. Мы этому рады: когда дети воспитываются рядом с животными, то становятся добрее.
ТО ЛИ ДЕВУШКА, А ТО ЛИ ВИДЕНИЕ
Ольга и Михаил познакомились в подмосковном доме отдыха. Ольга стояла перед Михаилом в очереди за путевками и все время роняла деньги, а он их поднимал. Завязалось знакомство. Как-то собрались на танцы. Ольга с подругой прихорашивались в номере, а Михаил с другом стояли и ждали за дверью. И вдруг перед Михаилом предстала не Ольга, а девушка... его мечты, девушка с седым локоном. С помощью серебряного лака для волос Ольга сделала себе одну серебряную прядь. Выглядело эффектно. Но главное - Михаил уже видел воплощенную мечту с прядью раньше, в театре "Современник" и влюбился в нее тогда. Видел дважды и дважды побоялся к ней подойти. Ольга сначала не поверила этой истории. Но когда они приехали в Москву и сверили сохранившиеся театральные билеты, все сошлось.