По словам независимых экспертов, увеличение срока необходимо для приватизации особо крупных активов. Соображения, по которым МЭР предлагает перейти на трехлетний план, совершенно обоснованны. Дело в том, что только на подготовку необходимой документации уходит от трех месяцев до полугода, а на принятие соответствующего решения еще столько же. Прибавим сюда исключительно неповоротливую российскую бюрократию, и получится, что года для приватизации даже не очень большого ФГУП недостаточно. Это видно и на практике. Так, например, план по передаче госсобственности в частные руки в 2006 году был выполнен лишь на 60%, а российская казна вместо ожидаемых 34 млрд. рублей получила только 18 млрд. Теперь государство ставит перед собой куда более скромные задачи, планируя получить в ближайшие два года только 24 млрд. рублей.
Однако вряд ли стоит думать, что министерство, внося такие предложения, руководствуется лишь вопросами утилитарности. Как пояснил "Труду" доктор экономических наук Никита Кричевский, государству просто нужно время для проведения ревизии имеющихся активов. Дело в том, что многие предприятия уже давно не владеют той собственностью, которая за ними числится, некоторые стали банкротами, а некоторые и вовсе подверглись рейдерскому захвату. "Властям нужно время, чтобы решить, какие ФГУП и АО останутся у государства, какие будут переданы госкорпорациям, а какие бизнесу", - отметил эксперт. Тезис о возможном желании власти взять тайм-аут подтверждает и то, что еще весной правительство ввело запрет на операции с федеральной землей. Ограничения будут действовать до 2009 года. Следовательно, до следующего года в частные руки не попадет ни одно ФГУП, так как приватизировать предприятие без принадлежащей ему земли вряд ли возможно.
Кроме того, как отмечают некоторые эксперты, государство намеренно затягивает процесс приватизации, поскольку, во-первых, крупные активы уже распроданы, а во-вторых, в экстренном притоке средств от разгосударствления казна уже не нуждается. Впрочем, у государства еще остаются некоторые лакомые куски, которые стоят в очереди на приватизацию многие годы, но каждый раз власти снимают их с аукционов. Так, например, продажа "Связьинвеста", одного из крупнейших телекоммуникационных холдингов в мире, которому принадлежит в том числе МГТС, была запланирована еще в 1998 году, но до сих пор 75% его акций владеет государство. Хотя на "Связьинвест" есть масса претендентов. Это и АФК "Система", и "Телекоминвест", и "Альфа-групп". Еще сложнее дело обстоит с ОАО "РЖД". По плану сначала должна пройти приватизация его дочерних предприятий, затем должна быть создана Федеральная пассажирская компания. Но на это могут уйти годы.
СТАЛИ ЧАСТНЫМИ
В последние годы был проведен целый ряд сделок по передаче федерального имущества в частные руки. Так, например, в прошлом году были приватизированы Дальневосточное морское пароходство, международный аэропорт Сочи. Но, пожалуй, самым масштабным разгосударствлением последнего времени по праву может считаться демонтаж РАО "ЕЭС". На месте государственной энергетической монополии возникло сразу несколько генерирующих, распределительных и транспортных компаний с разной долей государственного участия. Поступления в бюджет от приватизации только в ходе дополнительных эмиссий акций составили около 25 млрд. долларов.
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА ОТ РАСПРОДАЖИ ГОСПРЕДПРИЯТИЙ
2006
18,3 млрд. рублей
2007
19,3 млрд. рублей
2008
12 млрд. рублей
2009
12 млрд. рублей
2010
12 млрд. рублей