
Число коррупционных преступлений за прошлый год выросло по сравнению с 2018-м, констатировал глава Генпрокуратуры Игорь Краснов в своём докладе. Он также перечислил самые пострадавшие от коррупционных преступлений регионы РФ.
Плохо, но в целом стабильно
Так, за прошлый год ведомство насчитало 21,1 правонарушение на 100 тысяч человек, в 2018-м – 20,8. На 17% увеличилась доля преступлений со стороны ОПГ, на 74% - в связи с откатами в госзакупках, на 11% больше стало взяток, уточнял накануне Краснов в Совете Федерации.
В 2019 году правоохранительные органы изъяли у чиновников с неподтверждёнными доходами имущество на сумму свыше 20 млрд рублей. В 2018 году показатель составил всего 311 млн. В 2019 году также удалось выявить 235 тысяч нарушений антикоррупционных законов: в основном, это конфликт интересов и корыстное использование служебного положения.
По данным на март, прошлогодний ущерб от коррупции составил 55 млрд рублей – это 8,8% от ущерба всех преступлений. При этом уровень коррупционной преступности в целом остаётся стабильным, резюмировал Краснов.
Главный объект атаки коррупционеров – бюджетные деньги, в том числе средства на целевые программы, организацию торгов, управление имуществом, правоохранительную и контрольную деятельность, ЖКХ.
Где больше воруют
Самым коррумпированным регионом оказалась Мордовия, говорится в докладе Краснова. Большой процент дел о коррупции также в Чувашии, Архангельской, Брянской, Магаданской, Новгородской, Оренбургской, Саратовской, Тюменской областях, на Камчатке. Коэффициент преступности в указанных регионах фиксируют в значениях от 29,68 до 26,31 на 100 тысяч человек.
Гораздо лучше ситуация в Ингушетии, Хакасии, в Алтайском крае, Вологодской, Московской, Мурманской, Пензенской областях, а также в Петербурге, Севастополе и Ямало-Ненецком автономном округе. Здесь коэффициент на 100 тысяч населения варьируется от 6,41 до 9,94.
«Где больше госзаказов и меньше контроля, там всегда будет коррупция», - сказал радио Sputnik председатель Национального антикоррупционного комитета, член СПЧ Кирилл Кабанов. Массовые антикоррупционные зачистки шли в Ингушетии два года, в республике «были целые кланы зачищены», рассказал Кабанов. Серьёзная работа прошла и в Московской области.
Наименее коррумпированные области, по оценке эксперта, - Тульская и Костромская. «Кроме того, сейчас резко упали коррупционные проявления, а главное – коррупционные запросы, в Башкирии», - сказал он. Уменьшение риска коррупции прослеживается там, где чётко определены задачи руководства на борьбу с коррупцией, считает эксперт.
В сфере бюджетной коррупции всегда больше, подчеркнул Кабанов: главный финансово привлекательный сектор – именно бюджетный. «Однако есть позитивные истории, когда в ряде секторов экономики, в ряде регионов проблема сведена к минимуму», - сказал он НСН.
Объёмы воровства из федерального бюджета, зафиксированные в уголовных делах и реальный объём нарушений различаются в сотни раз, говорил в январе глава Счётной палаты Алексей Кудрин. «По уголовным делам — это от силы до двух-трех миллиардов рублей в год, как правило, даже меньше», — сказал Кудрин. Выявляемые аудиторами финансовые нарушения исчисляются сотнями миллиардов рублей, добавил он.
Вопросы к рейтингу
Возможно, предложенные Генпрокуратурой данные не характеризуют реальный уровень коррупции в регионах, отметил доцент кафедры социальных технологий Южного федерального университета, кандидат политических наук Дмитрий Абросимов. «Например, в Ростовской области, которая не вошла в так называемые «красную» и «зелёную» зоны, было возбуждено много уголовных дел с коррупционной составляющей, однако до суда доведён небольшой процент дел», - заявил эксперт ИА Regnum.
По мнению депутата Мосгордумы от КПРФ Екатерины Енгалычевой, Москва должна возглавить коррупционный рейтинг: где выше концентрация денег, там и больше соблазнов их украсть. Впрочем, в столице могут применяться хитрые схемы обогащения, допустила она.
С другой стороны, чем сложнее жизнь в регионе, тем больше неформальных стимулов для коррупции, указывает директор Института современного государственного развития, политолог Дмитрий Солонников.
Многие из наиболее поражённых коррупцией регионов довольно бедные, соглашается и директор института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. В Чувашии и Мордовии одни из самых низких доходов во всей стране.
В Кремле пока не успели ознакомиться с положением по коррупции в регионах. «Мы пока ещё не имели возможности ознакомиться с этим документом, на основе каких критериев, поэтому я считаю преждевременным давать какие-то комментарии в данном случае», - сказал РИА Новости пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.