- Вера, для актрисы вы довольно поздно закончили учиться - на тот момент вам исполнилось целых 25 лет. Долго решали, куда поступить?
- По актерским меркам актрисой я стала действительно поздно. Просто долго поступала - никаких других объяснений нет. Но поскольку Сергей Юрьевич Юрский в свое время мне сказал: "Вера, сколько бы вы ни поступали, поступайте", - я так и делала. А приемная комиссия считала, что у меня противоречия между внутренним и внешним содержанием, поэтому в МХАТе я никогда не проходила и первого тура, не то что в "Щуке" или в ГИТИСе. В результате я окончила МХАТ только потому, что Калягин группу набирал - он меня и заметил.
- В те годы, когда не поступали, чем занимались?
- Сначала работала уборщицей в театре Моссовета, потом там же работала пожарной, потом меня повысили до помощника администратора. Так при театре Моссовета и тусовалась. Поэтому впоследствии у меня оказались старые связи с Алексеем Николаевичем Казанцевым (драматург, режиссер Московского театра им. Моссовета. - "Труд-7").
- Вам не хотелось пойти во ВГИК, там ведь тоже есть актерский? Вам наверняка подошли бы роли немого кино.
- Не знаю, почему, но я не пробовала поступать во ВГИК. Мне казалось, что я никогда не буду сниматься в кино, хотя эпоха начала прошлого столетия мне интересна и очень близка. Я даже в пьесе Максима Курочкина играла нечто "под серебряный век": моя героиня была из тех времен, и мне очень нравилась эта роль. Но у меня излишне выразительное лицо - любая эмоция отражается, поэтому я так редко снимаюсь.
- Раз уж вы заговорили о сегодняшних съемках, может быть, расскажете о фильме?
- Я работала с режиссером Резо Гигинеишвили в сериале "9 месяцев", там у меня была довольно сволочная роль странной женщины с неженскими поступками, которая сначала усыновляет ребенка, а потом отказывается от него. И Резо обо мне вспомнил, когда проходил кастинг. Я прочла сценарий с удовольствием, он просто подарок. Не знаю, как мне удастся воплотить роль Александры Николаевны, но героиня очень близка мне по характеру. Я переживала нечто похожее и прекрасно понимаю состояние этой женщины. К сожалению, такой удар (по сценарию муж Александры Николаевны уходит к молодой девушке, которую играет Надежда Михалкова. - "Труд-7") переживает практически каждая женщина.
- Судя по списку ваших ролей в театре, вам не страшен эксперимент. Вот и сейчас идут премьерные спектакли "Про баб". Как вы относитесь к бабству?
- Я действительно не боюсь экспериментов на сцене. Кроме того, спектакль-то не про бабство, он об одиноких людях. По мне, стать бабой - это ужасно. Речь не о прекрасных русских бабах, которые все вынесут, все стерпят, а о том, что современная женщина не имеет права становиться бабой, она должна всегда оставаться на высоте своей индивидуальности. Я не переношу обабившихся женщин.
- Вам удалось засветиться и в спектакле с не менее провокационным названием "Монолог вагины". Ваш сын - подросток. Хотели бы вы, чтобы он посмотрел спектакль с таким названием?
- Когда Ваня будет чуть постарше - конечно. У меня родственница - девочка 18 лет - смотрела "Монолог вагины" с большим интересом. Там ведь много поучительного для молодежи. А спектакль на самом деле о любви. О любви к себе, что нашим женщинам пока очень трудно дается. Кстати, два года назад я сама родила будущую женщину, Машенькой назвала. Смешная такая девчонка в пару к Ване. Вот и получилось: Иван да Марья. Кстати, об эксперименте: есть такие роли, которых нельзя себе позволять. В частности, в силу того, что у меня маленькие дети. Но мне удавалось избежать скандальной славы.
- Вас многое связывает с Валерием Тодоровским, но ведь слава совсем другого рода?
- История наших "любовных" отношений с Тодоровским имеет 10-летнюю протяженность. Впервые Валера увидел меня в спектакле МХАТа "Яма", где я еще играла студенткой, и он позвал меня на маленькую роль в "Любви". А через 10 лет мы снова встретились в "Любовнике": я случайно шла по переходу на Тверской, которым никогда не пользуюсь, а он стоял у киоска "Союзпечать" и покупал газету. Он первым меня заметил, бросился ко мне и говорит: "А мы сегодня про тебя говорили. Хочешь сниматься в кино?" Я говорю: "Валера, ты думаешь, я эти 10 лет не хотела сниматься?" А на следующий день я уже была на студии - вот уж счастливый случай.
- И не единственный, связанный с "Любовником", ведь там вы встретились с Олегом Янковским.
- В жизни можно вспомнить много упущенных возможностей. Но работу в одном фильме с Олегом Ивановичем я теперь осознаю как огромное счастье неупущенной возможности. За встречу с Олегом Янковским я благодарна судьбе. Наслаждение было работать с ним, смотреть на него, рядом находиться. Он не просто знал, как будет выглядеть в кадре, Янковский понимал, как он будет выглядеть на пленке. Съемки были недлинные и очень приятные. А что такое общение на съемочной площадке? Это повторение текста, какие-то байки в паузах. Обычно Олег Иванович себя не растрачивал, но любил подшучивать надо мной. У нас была сцена: я на кухне кормлю его голубцами, и на определенном слове в нескольких дублях у меня постоянно выступала слеза. В какой-то момент он не выдержал и сказал: "Знаешь, до тебя я знал только одного артиста, у которого на этом слове должна выйти слеза, и она всегда была. Это Табаков". Больше слеза не появилась ни разу.
- Получается, что вы человек счастливой актерской судьбы?
- Я не знаю человека, у которого есть все и даже сверх меры, который сказал бы так. И вряд ли кто-то из актеров скажет: "Да, я очень доволен тем, как у меня все сложилось". Я так точно не скажу.
Наше досье
Вера Воронкова родилась 21 марта 1965 года в Москве. Окончила Школу-студию МХАТ в 1990 году (курс Александра Калягина) и была принята в труппу Художественного театра, где проработала до 2000 года. В кино дебютировала в 1990 году. Всего за 10 лет работы сыграла около 20 ролей. Замужем, воспитывает сына и дочь.