Главная Культура Афиша 00:12 18 Февраля 2022 12789
Солдаты чужой войны

В прокат вышел фильм, впервые поднимающий острую тему наших наемников в военных конфликтах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из к/ф «Мама, я дома». Фото: kinopoisk.ru

«Мама, я дома» — вторая работа Владимира Битокова, выпускника Кабардино-Балкарской мастерской Сокурова. Александр Николаевич обучил в Нальчике группу из 10 человек, и вот уже четыре его воспитанника обрели громкую известность. Кантемир Балагов после «Тесноты» и «Дылды» стал международной звездой. Фильм «Разжимая кулаки» Киры Коваленко прогремел в Каннах. Александр Золотухин в эти дни представляет на Берлинале свою вторую картину. Наконец, первый фильм Битокова «Глубокие реки» был признан лучшим дебютом на «Кинотавре», а премьера его новой работы состоялась уже в Венеции.

Битоков порадовал, впрочем, не только внешними признаками успеха. Если «Глубокие реки» были камерной семейной сагой про жизнь отца и трех его сыновей-лесорубов и могли рассчитывать на интерес разве что продвинутой фестивальной публики, то фильмом «Мама, я дома» одаренный режиссер пытается выйти на широкую дорогу арт-мейнстрима. Неслучайно в главных ролях он занял российско-итальянскую звезду Ксению Раппопорт и Юру Борисова, без участия которого не обходится нынче ни один громкий проект.

А тему для своей новой картины Битоков выбрал острую, резонансную, которую кинематографисты (да и журналисты тоже) на всякий случай обходят стороной: тут можно и жизнью поплатиться. Пример тому — судьба режиссера-документалиста Александра Расторгуева и его коллег, убитых при загадочных обстоятельствах в Центральноафриканской Республике во время журналистского расследования деятельности ЧВК «Вагнер». Подобные частные военные формирования у нашего государства вроде бы вне закона, но, с другой стороны, это самое государство не мешает им действовать «в интересах России» в разных регионах мира, близких и далеких.

В том числе и в Сирии, где в начальных кадрах фильма «Мама, я дома» погибает сын главной героини Тони Копыловой. Прямое попадание мины в окоп где-то у Евфрата не оставило от него даже клочка волос. Так, во всяком случае, излагает события некий чин в камуфляже. Пара орденов не государственного образца, пустой гроб для похорон несуществующего праха бойца да 5 млн рублей компенсации — вот и все, что полагается матери, проживающей в поселке с издевательски звучащим названием Мирный. Чужая война в далекой Сирии дотянулась и сюда, на окраину Нальчика, хотя действие фильма могло происходить в любой точке России.

Тоня отказывается верить случившемуся, тем более что доказательств смерти сына никто предоставлять не собирается. Но ее обращения в полицию, прокуратуру и даже отчаянный одиночный пикет, который снимает местное ТВ, результата не приносят. Более того, озлобляют чиновника-карь-ериста (Александр Горчилин), который опасается, что скандал может разрастись. А это в свете скорого приезда в регион высоких лиц из Москвы, облюбовавших здесь место для дома отдыха с серными ваннами, крайне нежелательно. И героиню — ветерана труда, местную знаменитость, начинают прессовать по-настоящему. Для начала разбивают в кровь лицо:

Ксения Раппопорт давно не выступала в такой сложной, драматичной и нетипичной для себя роли, которая, как на мой вкус, была бы ближе по типажу, скажем, Юлии Ауг. Чтобы сыграть свою героиню, Ксении пришлось не только научиться водить автобус (Копылова — единственная женщина-водитель в местном автопарке), но и опроститься, постареть в кадре. Думаю, многие зрители ее даже не узнают на экране — настолько глубоко одна из наших самых красивых, аристократичных кинодив погрузилась в образ безмужней, задавленной убогим бытом и свалившимся на нее горем женщины, которой уже нечего терять. И она, обладая крутым мужским нравом, готова идти в поисках правды до конца:

Еще на Венецианском фестивале критики заметили некоторое сюжетное сходство фильма «Мама, я дома» с голливудским кинохитом «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», главную роль в котором сыграла непревзойденная Фрэнсис МакДорманд. Ее героиня точно так же вступала в бой с местными властями после насильственной смерти своей дочери. Не исключаю, что это сходство помешало фильму Битокова и персонально Ксении Раппопорт получить награды в Венеции, где, по иронии судьбы, в свое время начался триумф «Билбордов».

Но даже если сюжетный каркас обоих произведений в чем-то и совпадает (сценарий для «Мамы» написала дебютантка Мария Изюмова), то Владимиру Битокову, по крайне мере, удалось создать на экране неповторимую жизненную и визуальную реальность (оператор Ксения Середа). Режиссер смело смешал в прихотливом жанровом коктейле жесткий социальный реализм и ощутимый налет абсурда, сатирическое изображение чиновничьих нравов в начале фильма и остросюжетный драйв в его конце. А над всем этим легким облаком парит лиризм чистейшей пробы, который возникает с появлением на экране Юры Борисова.

Поначалу его герой, выдавая себя за вернувшегося из Сирии сына Тони, выполняет чью-то (мы можем только догадываться чью) злую волю. Он тоже побывал в Сирии, был там ранен, к счастью, легко. Его задача — сбить с толку, запутать общественное мнение, выдать Тоню за городскую сумасшедшую. Но проживая день за днем в комнате погибшего сына героини, проникаясь ее материнским горем, неукротимой жаждой справедливости, он в какой-то момент начинает испытывать к ней симпатию:

P.S. Сыновнее это чувство или между героями проскакивает более горячая, интимная искра — судить зрителям фильма, который, кроме того, что идет в эти дни в прокате, будет доступен на «Кинопоиске» с 26 февраля.

Ко Дню метростроителя открылась выставка картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы

Ольга Щербакова
Труд
Картины Ариадны Лозинской. Фото из открытых источников

Художественная выставка «Под крылом Метростроя» открылась ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября. К ней были отреставрированы полсотни картин, созданных метростроителями в 1930-1950-е годы. Чудо,...

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 3963
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...

Афиша 19:01 / 05 Октября 2024 3489
Живее всех живых!

Сергей Снежкин приступил к съемкам биографического проекта о Жириновском

Труд
Фото: © Anatoly Lomokhov, Ekaterina Tsvetkova, globallookpress.com

Жириновского то и дело вспоминают в политических ток-шоу. Он-де предсказал и ту войну, и эту, и тот катаклизм, и другой. Хорошо, конечно, что появился пророк в своем отечестве. Раньше все время ссылались...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?