«В рамках акции посетители смогут больше узнать о порядке исчисления и уплаты имущественных налогов, — гласил ласковый анонс на сайте ФНС России. — Наши специалисты подробно расскажут о том, кто должен уплачивать имущественные налоги, в какие сроки, какие ставки и льготы применяются в конкретном муниципальном образовании, а также ответят на другие вопросы...»
Что же, спасибо за предложение. Корреспондент «Труда» отправился в налоговую инспекцию № 29 Москвы. Путь неближний, за МКАД, от места прописки — час на городском транспорте. В тесном помещении яблоку негде упасть: духота, кому-то становится дурно, слышатся крики рассерженных граждан. Сотрудники налоговой в коридорах и в окошечках приема, как могут, отбиваются от нахлынувших налогоплательщиков.
«Мне начислили налог за квартиру, в права наследства на которую я еще не вступила», — потрясая кипой бумаг, стенает пожилая дама. «Налоговая инспекция другого района постоянно требует с меня транспортный налог за машину, которую я давно продал», — втолковывает седовласый мужчина...
За каждым таким случаем — элементарные проколы самих налоговиков. Я сам полгода добивался от налоговой службы соблюдения Кодекса о налогах и сборах: чтобы та «вернула» меня по месту постоянной и давней прописки и верно посчитала налоги на имущество за 2015 год. Несколько килограммов бумаг переписки были увенчаны реверансами в мой адрес. «Управление приносит вам свои извинения за причиненные неудобства и доставленное беспокойство», — сообщил мне советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса Д. Ю. Стрелецкий. Аналогичное извинение и благодарность за обращение содержится и в письме государственного советника 2-го класса управления ФНС по Москве Е. А. Кругловой. Но положительных эмоций это не добавляет. Ведь я добивался от налоговиков всего лишь исполнения закона и их прямых элементарных обязанностей.
«Управлению ФНС России по г. Москве поручается усилить контроль за подведомственными территориальными налоговыми органами в части формирования и направления налоговых уведомлений», — написала мне в письме на бланке замруководителя ФНС России действительный государственный советник РФ 2-го класса С.Л. Бондарчук. Несмотря на подобные поручения и извинения, трудности с уплатой налогов регулярно испытывают большинство налогоплательщиков — физических и юридических лиц. Людям считают налог на имущество, которого у них нет, кому-то резко повышают, а кому-то, наоборот, понижают налоги. Не решаются проблемы со своевременным возвратом излишне уплаченных сумм. Обычно в своих комментариях руководство ФНС ссылается то на ошибки электронных баз данных, то на текучесть кадров, то на изменения в законодательстве. Но сути это не меняет: уплата налогов превратилась в трату времени и нервотрепку.
Мой пример — лишь отдельный случай в этом море неразберихи. После всех мытарств я вновь получил ошибочное уведомление по имущественным налогам. На этот раз меня заставляют заплатить транспортный налог (к тому же неверно посчитанный), который я уже оплатил. Полтора часа в очереди к инспектору 29-й налоговой, потом еще полчаса разбирательств. А в результате в обмен на скорректированное налоговое уведомление сотрудница инспекции в форме и со знаками отличия вместо извинений за неудобства настоятельно потребовала от меня... благодарности в ее адрес.
Какая уж тут «клиентоориентированность», о которой говорится на сайте ФНС, какое понимание того, что эта служба имеет дело с гражданами, за счет которых живет она сама и вся громоздкая и, увы, неэффективная государственная машина! Четверть века мы живем в капитализме, столько же времени идут попытки наладить более или менее сносную систему взимания налогов. Не получается. А ведь речь идет не о каких-то суперпродвинутых инновациях, прорывах в новый технологический уклад ХХI века, а об элементарной старой как мир функции государства.