Главная Культура 00:08 16 Декабря 2016 13727
Андрей Кончаловский: между раем и адом

В Москве состоялся первый официальный показ фильма «Рай», с которым режиссер имеет шансы попасть в оскаровские номинанты

 

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Вчера в МИА «Россия сегодня» состоялся первый в России официальный показ фильма Андрея Кончаловского «Рай». Говорят, финальные титры журналисты встретили дружными аплодисментами. Автору этой заметки довелось увидеть фильм чуть раньше, на закрытом просмотре. И лично мне «Рай» показался скромнее, чем можно было вообразить по репортажам с Венецианского кинофестиваля, где фильм получил «Серебряного льва» за лучшую режиссуру. По мне, так это и не совсем кино, а хорошо сыгранный, умело поставленный, выразительно снятый оператором Александром Симоновым спектакль, в котором едва ли не все пространство фильма занимают разговоры. Порой проходные, чаще философичные, подчас по-настоящему умные — но разговоры.

Эти разговоры двигают драматургию, обнажают характеры, ведут к неожиданной и весьма драматичной развязке. Одним словом, театр, возможно, редкостно отменный театр, снятый в стильном, весьма любимом фестивалями черно-белом изображении. Но волшебство, неуловимую ткань вибрирующей, изменчивой, говоря слогом Льва Толстого, «живой жизни» надо все-таки искать не в статичном «Раю», а где-то в другом месте. Да хотя бы в давних фильмах Кончаловского — «Романс о влюбленных», «Сибириада», «Ася Клячина», в которых выверенного мастерства было, возможно, чуточку меньше, а кинематографической ворожбы, высокого сумасшествия — чуточку больше.

Это что касается формальных примет «Рая». Что же касается содержания, идейного наполнения, умело упакованного в двухчасовое кинополотно, то фильм в который раз поднимает горькую и неизменно ранящую каждое отзывчивое человеческое сердце тему холокоста. В центре «Рая» три персонажа: французский жандарм-коллаборационист Жюль (Филипп Дюкен), немецкий эсэсовец Хельмут (Кристиан Клаус) и русская графиня, участница французского Сопротивления Ольга (Юлия Высоцкая, похудевшая и постригшаяся налысо для этой чрезвычайно трудной роли).

Ольга спасает от смерти еврейских детей, ее ловят на месте «преступления». Отправляют сначала в тюрьму, где у нее завяжется вынужденный флирт с жандармом, потом в концлагерь. Там у русской аристократки возникнет странная, мучительная и страстная любовь с нацистским офицером, ее знакомцем по довоенным годам.

Когда-то на тосканской вилле, согретой солнцем, вином, музыкой, безмятежной негой, у них случилась мимолетная, ни к чему не обязывающая встреча. И вот жизнь свела их вновь, но уже в других, куда более страшных обстоятельствах. Она — превращенная в бессловесное животное узница концлагеря, сортирующая очки, расчески, ботинки сожженных в печи людей. Он — убежденный нацист, палач, но при этом знаток Чехова, не чурающийся тонких эмоций и умных разговоров.

И здесь «Рай» попадает в поле невольных, но, увы, неизбежных сопоставлений с мировой киноклассикой о холокосте. В фильме Кончаловского можно найти отголоски, неявные заимствования, а то и явную полемику с прогремевшими на весь мир лентами «Ночной портье» Лилианы Кавани, «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, «Пианист» Романа Полански, «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи...

Эти сравнения фильм Кончаловского, на мой вкус, нередко проигрывает. Хотя бы в силу неизбежной в данном случае вторичности «Рая». Что, впрочем, не исключает того непреложного факта, что какие-то новые, неизбитые ходы режиссеру отыскать удалось. В фильме есть смелый по нынешним временам намек на сходство античеловечной природы сталинизма и фашизма — и тот, и другой режимы хотели построить на земле рай, а он обернулся адом. Есть отнюдь не банальные размышления об относительности понятий добра и зла в эпоху мировой чумы. О неуловимой грани между грехом и добродетелью. И еще о многих глубоких и важных материях.

В фильме вообще больше «проклятых вопросов» и интеллектуальных рефлексий, чем искреннего чувства и живой боли. Может, по этой причине умный, строго выверенный по ритму, точный по режиссуре фильм душевно меня затронул мало. Не исключаю, впрочем, что это моя вина, а не вина режиссера и актрисы, которая самоотверженно старается в кадре, но мне почему-то видно, что она очень старается...

Лучший ли это фильм нынешнего года? Не знаю, не уверен. И яростный «Ученик» Кирилла Серебренникова, и хулиганская «Дама пик» Павла Лунгина, и провокативная «Зоология» Ивана Твердовского, и азартная «Коробка» дебютанта Эдуарда Бордукова, да и некоторые другие увиденные в течение года фильмы эмоционально меня прошибают, заводят сильнее. Но я отдаю себе ясный отчет, что шансов побороться за «Оскар» или хотя бы попасть в номинанты среди всех наших картин больше именно у «Рая». Хотя бы в силу серьезной, страшной, масштабной темы, затронутой в фильме Кончаловским и неизменно находящей отклик в Голливуде. Напомню, что только за последние годы «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке получали посвященные холокосту картины «Фальшивомонетчики» (Австрия), «Ида» (Польша), «Сын Саула» (Венгрия).

Не стоит сбрасывать со счетов известность режиссера за пределами своей страны, в том числе и в Америке, где Кончаловский в свое время снял несколько ярких картин. А его фильм «Поезд-беглец» по сценарию Акиры Куросавы получил несколько номинаций на «Оскар». Так что Российская оскаровская академия под руководством Владимира Меньшова в кои веки сделала правильный выбор, отправив именно этот фильм в Голливуд на соискание главной в мировом кино премии. Буду искренне болеть за него.

Прямая речь

Андрей Кончаловский, режиссер

— Я не снимал картину о физических страданиях, в ней нет отрезанных голов и груд мертвых тел. Моя картина о самом главном — о человеческих отношениях. Меня интересует тема духовного насилия, насилия над душой. Это передать сложнее. Может быть, в последний раз этим полноценно занимался Достоевский. А духовное насилие я считаю даже более страшным, чем физическое. А еще меня интересует тип человека, который уверен, что он прав. Он настолько убежден в своей правоте, что во имя ее совершает зло и насилие. Будучи уверенным при этом, что творит благо. Это вечная тема, как и вечно в этом мире зло.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9489
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7188
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?