Главная Культура 00:08 16 Декабря 2016 13849
Андрей Кончаловский: между раем и адом

В Москве состоялся первый официальный показ фильма «Рай», с которым режиссер имеет шансы попасть в оскаровские номинанты

 

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Вчера в МИА «Россия сегодня» состоялся первый в России официальный показ фильма Андрея Кончаловского «Рай». Говорят, финальные титры журналисты встретили дружными аплодисментами. Автору этой заметки довелось увидеть фильм чуть раньше, на закрытом просмотре. И лично мне «Рай» показался скромнее, чем можно было вообразить по репортажам с Венецианского кинофестиваля, где фильм получил «Серебряного льва» за лучшую режиссуру. По мне, так это и не совсем кино, а хорошо сыгранный, умело поставленный, выразительно снятый оператором Александром Симоновым спектакль, в котором едва ли не все пространство фильма занимают разговоры. Порой проходные, чаще философичные, подчас по-настоящему умные — но разговоры.

Эти разговоры двигают драматургию, обнажают характеры, ведут к неожиданной и весьма драматичной развязке. Одним словом, театр, возможно, редкостно отменный театр, снятый в стильном, весьма любимом фестивалями черно-белом изображении. Но волшебство, неуловимую ткань вибрирующей, изменчивой, говоря слогом Льва Толстого, «живой жизни» надо все-таки искать не в статичном «Раю», а где-то в другом месте. Да хотя бы в давних фильмах Кончаловского — «Романс о влюбленных», «Сибириада», «Ася Клячина», в которых выверенного мастерства было, возможно, чуточку меньше, а кинематографической ворожбы, высокого сумасшествия — чуточку больше.

Это что касается формальных примет «Рая». Что же касается содержания, идейного наполнения, умело упакованного в двухчасовое кинополотно, то фильм в который раз поднимает горькую и неизменно ранящую каждое отзывчивое человеческое сердце тему холокоста. В центре «Рая» три персонажа: французский жандарм-коллаборационист Жюль (Филипп Дюкен), немецкий эсэсовец Хельмут (Кристиан Клаус) и русская графиня, участница французского Сопротивления Ольга (Юлия Высоцкая, похудевшая и постригшаяся налысо для этой чрезвычайно трудной роли).

Ольга спасает от смерти еврейских детей, ее ловят на месте «преступления». Отправляют сначала в тюрьму, где у нее завяжется вынужденный флирт с жандармом, потом в концлагерь. Там у русской аристократки возникнет странная, мучительная и страстная любовь с нацистским офицером, ее знакомцем по довоенным годам.

Когда-то на тосканской вилле, согретой солнцем, вином, музыкой, безмятежной негой, у них случилась мимолетная, ни к чему не обязывающая встреча. И вот жизнь свела их вновь, но уже в других, куда более страшных обстоятельствах. Она — превращенная в бессловесное животное узница концлагеря, сортирующая очки, расчески, ботинки сожженных в печи людей. Он — убежденный нацист, палач, но при этом знаток Чехова, не чурающийся тонких эмоций и умных разговоров.

И здесь «Рай» попадает в поле невольных, но, увы, неизбежных сопоставлений с мировой киноклассикой о холокосте. В фильме Кончаловского можно найти отголоски, неявные заимствования, а то и явную полемику с прогремевшими на весь мир лентами «Ночной портье» Лилианы Кавани, «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, «Пианист» Романа Полански, «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи...

Эти сравнения фильм Кончаловского, на мой вкус, нередко проигрывает. Хотя бы в силу неизбежной в данном случае вторичности «Рая». Что, впрочем, не исключает того непреложного факта, что какие-то новые, неизбитые ходы режиссеру отыскать удалось. В фильме есть смелый по нынешним временам намек на сходство античеловечной природы сталинизма и фашизма — и тот, и другой режимы хотели построить на земле рай, а он обернулся адом. Есть отнюдь не банальные размышления об относительности понятий добра и зла в эпоху мировой чумы. О неуловимой грани между грехом и добродетелью. И еще о многих глубоких и важных материях.

В фильме вообще больше «проклятых вопросов» и интеллектуальных рефлексий, чем искреннего чувства и живой боли. Может, по этой причине умный, строго выверенный по ритму, точный по режиссуре фильм душевно меня затронул мало. Не исключаю, впрочем, что это моя вина, а не вина режиссера и актрисы, которая самоотверженно старается в кадре, но мне почему-то видно, что она очень старается...

Лучший ли это фильм нынешнего года? Не знаю, не уверен. И яростный «Ученик» Кирилла Серебренникова, и хулиганская «Дама пик» Павла Лунгина, и провокативная «Зоология» Ивана Твердовского, и азартная «Коробка» дебютанта Эдуарда Бордукова, да и некоторые другие увиденные в течение года фильмы эмоционально меня прошибают, заводят сильнее. Но я отдаю себе ясный отчет, что шансов побороться за «Оскар» или хотя бы попасть в номинанты среди всех наших картин больше именно у «Рая». Хотя бы в силу серьезной, страшной, масштабной темы, затронутой в фильме Кончаловским и неизменно находящей отклик в Голливуде. Напомню, что только за последние годы «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке получали посвященные холокосту картины «Фальшивомонетчики» (Австрия), «Ида» (Польша), «Сын Саула» (Венгрия).

Не стоит сбрасывать со счетов известность режиссера за пределами своей страны, в том числе и в Америке, где Кончаловский в свое время снял несколько ярких картин. А его фильм «Поезд-беглец» по сценарию Акиры Куросавы получил несколько номинаций на «Оскар». Так что Российская оскаровская академия под руководством Владимира Меньшова в кои веки сделала правильный выбор, отправив именно этот фильм в Голливуд на соискание главной в мировом кино премии. Буду искренне болеть за него.

Прямая речь

Андрей Кончаловский, режиссер

— Я не снимал картину о физических страданиях, в ней нет отрезанных голов и груд мертвых тел. Моя картина о самом главном — о человеческих отношениях. Меня интересует тема духовного насилия, насилия над душой. Это передать сложнее. Может быть, в последний раз этим полноценно занимался Достоевский. А духовное насилие я считаю даже более страшным, чем физическое. А еще меня интересует тип человека, который уверен, что он прав. Он настолько убежден в своей правоте, что во имя ее совершает зло и насилие. Будучи уверенным при этом, что творит благо. Это вечная тема, как и вечно в этом мире зло.

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4852
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...

В Театре имени Ермоловой представили коллективный портрет страны на примере рядовой российской семьи

Анна Чепурнова
Труд
Барсик недоумевает, зачем хозяйке спорт (Михаил Попов, Наталья Сычева). Фото Жени Сириной предоставлено Театром им. Ермоловой

На большой сцене Театре имени Ермоловой – необычная премьера: в основу спектакля легли данные из российской статистики. По словам молодого режиссера Дмитрия Мулькова, создатели постановки попытались представить коллективный портрет на...

Литературный обзор

Мария Кузнецова, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hall, globallookpress.com

Если сказать писателю, что он написал роман на злобу дня, тот обидится. Это ведь газетчикам положено по-быстрому откликаться на события и вопросы дня сегодняшнего, «инженеры человеческих душ» копают глубже и обстоятельнее....

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу», которую привезли из Китая

Марина Суранова
В центре сюжета – легенда, герой Китая Ип Ман, который был учителем знаменитого Брюса Ли

В Большом театре прошла премьера танцевальной драмы «Вин Чун: легенда о мастере Кунг-Фу». Зрители постановку в столице приняли на бис, она понравилась и детям, и депутатам Госдумы. Спектакль привезли...

Едва народ успел перевести дух после «Онегина» в версии Сарика Андреасяна, как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир»

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Режиссер и продюсер Сарик Андреасян не перестает удивлять широтой своих интересов. Едва народ успел перевести дух после «Онегина», как он уже заявил о намерении экранизировать «Войну и мир». Уже...

Две леди и джентльмен, постоянно присутствующие на экранах Туманного Альбиона, вызвали гнев зрителей

Труд
Сюзанна Рид и Эд Боллз люто поругались в прямом эфире ток-шоу «Доброе утро, Великобритания»

Так, телеведущие Сюзанна Рид и Эд Боллз вступили в яростную перепалку в прямом эфире ток-шоу «Доброе утро, Великобритания» на ITV. Предметом спора стала проблема сбора мусора. А она — жгучая,...

Прошел слух, что студия «Анимаккорд», где создается знаменитый мультфильм о девочке в косынке и ее косолапом покровителе, якобы закрывается

Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

Начало мая ознаменовалось обсуждением скандальной новости: московский офис студии «Анимаккорд», где создается знаменитый мультфильм о девочке в косынке и ее косолапом покровителе, якобы закрывается. Уже началось...

Что не так в очередной комедии, навевающей тоску и недоумение?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Химии на экране между героями не возникает. Но энд, разумеется, хеппи. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходят фильмы из конкурса «Русские премьеры» недавно завершившегося Московского международного кинофестиваля. Вслед за мелодрамой «Мужу привет» Антона Маслова и фэнтези «Легенды наших...

Худрук «Ленкома» Владимир Панков поставил «Курьера». И постановка не проигрывает культовому фильму

Анна Чепурнова
Труд
Актер Александр Фокин совсем не прхож на Федора Дунаевского, игравшего заглавную роль в фильме. Фото Е. Морозовой предоставлено Центром драматургии и режиссуры.

Владимир Панков, не так давно ставший худруком «Ленкома», выпустил в Центре драматургии и режиссуры премьеру «Курьер» по одноименной повести Карена Шахназарова. Режиссеру удалось невозможное: постановка...

Организация «Офицеры России» ополчилась на сериал «Штрафбат»

Сергей Беднов
Труд
Сериал вышел 20 лет назад и тут же был в пух и прах раскритикован уважаемыми людьми. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Организация «Офицеры России» обратилась к Константину Эрнсту с требованием исключить «Штрафбат» из программы телеканала «Победа». Поводом стали письма ветеранов, возмущенных искажением исторических...

Россию на «Интервидении» будет представлять Шаман. А куда ж без него

Сергей Беднов
Труд
Ярослав Дронов победил в народном голосовании. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В феврале, сразу после того, как президент подписал соответствующий указ, в «Труде» появился материал под названием «Неужели и тут Шаман, или Пять простых вопросов про «Интервидение». На днях...

Культура 00:02 / 07 Мая 2025 3991
Календарь: 7 мая

185 лет назад родился русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик Петр Ильич Чайковский

Труд
Памятник П.И. Чайковскому перед зданием Московской консерватории. Фото: Vladimir Baranov, globallookpress.com

399 до н. э. Скончался Сократ, древнегреческий философ. Свое учение он проповедовал на улицах и площадях. Обвиненный в безбожии и совращении молодежи, по приговору суда выпил яд. О личности...