В Уфе с 9 сентября голодают шесть медиков ССМП — городской Станции скорой медицинской помощи. Врач, фельдшер, три медсестры и медбрат, все — члены межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие», тихо лежат в трехкомнатной квартире и молча требуют, чтобы им вернули 100% оплаты ночных часов, доплачивали за работы в неукомплектованных бригадах и по внутреннему совместительству и вообще больше платили за интенсивность.
Семидневная голодовка силы, понятно, ослабляет, дело дошло до обмороков. Чтобы прояснить ситуацию, звоню в Уфу знакомым врачам. Не голодающим, но авторитетным, штучным специалистам. Но все диалоги начинаются с оговорок: да и нет не говорить, черное с белым не носить — в смысле ни тебе разрешения фамилии назвать, ни место работы. Приехали! Чем же вы так запуганы-то?
Объяснения просты: «У меня тоже все надбавки убрали. Я сейчас ставку получаю — и все. Казалось бы, завотделением, оперирующий хирург. И что, куда я пойду жаловаться? Чтоб меня поперли как пенсионера? А так ставка плюс пенсия — жить можно. А на этих протестантов из скорой и так уже каких только ярлыков ни навесили: экстремисты, мол, хотели дестабилизировать обстановку накануне выборов главы республики. Сейчас тебя быстро во враги запишут...»
Второй доктор поконкретнее: «Я бастующих понимаю, но ни к чему их борения не приведут. В больницах воруют, руководство себя не забывает, а остальные вольны работать впроголодь или просто голодать. Вот и главврач уфимской ССМП Зиганшин специфически отстоял право врача скорой помощи на получение стимулирующих выплат — он сохранил их только за собой. Пока прокуратура не вмешалась...»
А что же профсоюз? Председатель профкома уфимской Станции скорой медицинской помощи Ильдар Нигматуллин действительно назвал акцию членов профсоюза «Действие» «провокацией, основанной лишь на шантаже и угрозах». И лихо сделал далекоидущие выводы: «Московские пиар-технологи действуют по одинаковым схемам, расшатывая ситуацию и желая достичь социального взрыва. И делают они это по отработанным западным технологиям, играя на болевых точках здравоохранения посредством шантажа и угроз. По такому же принципу развивались события на Украине».
Да, чувствуется масштаб личности... Куда скромнее в своих комментариях сам главврач уфимской ССМП Марат Зиганшин: «В июле средняя зарплата врачей станции составила 38,5 тысячи рублей, фельдшеров — 26,5 тысячи, младшего медперсонала — 14,3. В прошлом году изменились условия работы ССМП. Теперь станция финансируется из Фонда обязательного медицинского страхования. Произошли некоторые сбои с зарплатой сотрудников. Но ситуация выровнялась. Теперь зарплата сотрудников станции соответствует дорожной карте, установленной в Башкортостане. Также мы возобновили стопроцентную оплату ночных смен...»
В общем, все хорошо, прекрасная маркиза. Башкирская прокуратура, однако, внесла в адрес господина Зигашина представление, потребовав устранить нарушения законодательства. И привлекла учреждение к административной ответственности за нарушение трудового законодательства, оштрафовав его на 30 тысяч рублей. А попутно возбудила административное дело и в отношении главврача. В результате прокурорского вмешательства руководству городской ССМП пришлось пересмотреть коллективный договор, восстановить молодым специалистам доплаты за ночные дежурства. А более 120 тысяч рублей стимулирующих выплат, полученных Зиганшиным, возвращены в кассу.
Но голодающие уфимские врачи, очевидно, не считают эти меры достаточными. И, по всей видимости, имеют для этого веские основания.