В Госдуме предлагают в машинах с «шашечками» оставить только водителей с российскими правами и поставить тахографы, чтобы не было соблазна подработать сверхурочно. В то же время депутаты вознамерились обложить налогом автовладельцев, которые через сервисы карпулинга собирают попутчиков.
Известно: наши люди в булочную на такси не ездили. Но за последние годы услуги этого транспорта стали куда доступнее и популярнее. Сейчас только в Москве такси ежедневно пользуются 800 тысяч пассажиров. Конкуренция среди российских и зарубежных агрегаторов привела к тому, что минимальная стоимость поездки снизилась до 100 рублей. Что не устраивает таксистов, вынужденных работать по 12 часов, чтобы покрыть расходы на бензин, аренду, обслуживание автомобиля и заработать на жизнь.
Нельзя сказать, что и пассажиров все устраивает. При невысокой стоимости и оперативной подаче автомобиля оставляют желать лучшего комфорт и безопасность поездки. Как свидетельствует статистика ГИБДД, за последние три года на 15% выросло число ДТП с участием машин с «шашечками». Столичные полицейские проверили 170 тысяч легальных таксистов и выяснили, что среди злостных нарушителей в основном трудовые мигранты. В ходе операции удалось выявить более 900 таксистов, которые ранее привлекались к уголовной ответственности по таким тяжким статьям, как изнасилование, убийство и даже захват заложников.
В России пока нет единого документа, регламентирующего работу такси. Многочисленные правила и положения разбросаны по разным законам и подзаконным актам, что позволяет перевозчикам находить лазейки в правовом поле и использовать их в своих интересах. Теперь есть основания полагать, что уже осенью появится единый свод правил. Однако после прочтения представленного законопроекта у меня закралось подозрение, что депутаты намерены наводить порядок в таксомоторных парках за счет перевозчиков и пассажиров.
Судите сами. Одно из радикальных предложений — полный запрет на извоз для гастарбайтеров. В подавляющем большинстве развитых стран это обычная практика, но Россия входит в ЕАЭС, чьи граждане не имеют существенных ограничений при трудоустройстве. А если таксопарки все-таки уволят тех же киргизов с узбеками, то кто вместо них сядет за руль? Дефицит водителей может обрушить рынок таксомоторов. Количество автомобилей на линии сократится как минимум вдвое, что неминуемо приведет к подорожанию поездок. Согласятся ли с таким резким поворотом сами пассажиры, у большинства которых доходы не так велики, как депутатам кажется?
Другой подводный камень — установка на такси тахографов и ограничение продолжительности смены до 8 часов. Это станет еще одним поводом для удорожания, поскольку работодателю стоимость нового оборудования понадобится «отбить», а таксисту за сократившийся рабочий день потребуется зарабатывать больше.
Еще один момент связан со страхованием. Сейчас мы при поездке в трамвае или автобусе в случае ДТП «по умолчанию» застрахованы на 2 млн рублей. При этом пассажир такси может рассчитывать лишь на выплату страховки в рамках ОСАГО, а это не более 500 тысяч рублей. Новый закон планирует уравнять в правах всех пассажиров, что повлечет для таксопарков дополнительные расходы, которые в конечном счете лягут дополнительным бременем опять же на пассажиров.
Наверное, благодаря новому закону легальное такси имеет шанс стать безопаснее и комфортнее. Вопрос в том, останутся ли такие поездки доступными большинству граждан? Учитывая многолетнее падение уровня жизни населения, это будет означать лишь одно: подавляющее большинство поездок после принятия «Закона о такси» быстро переместится в серый сегмент рынка — со всей его спецификой и колоритом. Где отсутствие культуры вождения, слабое знание города, русского языка, а также проблемы со здоровьем извозчика — норма, а не исключение. Зачем же тогда городить огород?
Пока новация законодателей больше похожа на очередную попытку заставить россиян раскошелиться. На этот раз — под разговоры про безопасность и борьбу с нелегалами. А двумя неделями раньше речь шла о «наведении порядка в карпулинге». Группа депутатов предложила ввести налогообложение водителей, которые зарегистрированы на сервисах поездок BlaBlaCar, BeepCar, «Яндекс. Попутка» и им подобных. Естественно, «ради безопасности пассажиров и повышения комфорта перевозок». Боюсь, от такой заботы очень многим вскоре придется идти пешком...