Об устойчивости отечественной финансовой системы заявила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. В последние годы регулятор проводил политику укрепления системы финансов, ушли с рынка слабые банки, а оставшиеся накопили ликвидность и капиталы, отметила Юдаева в эфире «России-24».
«Мы постоянно проводим анализ устойчивости финансовой системы к разного рода внешним колебаниям, и наш анализ показывает, что система должна быть устойчивой», - сказала она. В кризисный период страна вошла с оптимальным макроэкономическим запасом, считает Юдаева. Она указала на низкую инфляцию (около 2-3%), бюджетное правило (когда доходы от нефти выше 40 долларов за баррель идут в казну). Ни у банков, ни у компаний сейчас нет значительных долгов, «поэтому, в принципе, система достаточно устойчивая». Так, шесть лет назад перед кризисом банки, компании и государство имели валютные займы на сумму порядка 730 млрд, сегодняшняя цифра - около 480 млрд. Юдаева также ссылается на положительные результаты стресс-тестов банков и небанковских финансовых институтов.
Отметим, на фоне падения нефти, рынков, металлов и рубля Центробанк принял решение приостановить на 30 дней покупку долларов и евро в рамках бюджетного правила. Со вторника начнётся упреждающая продажа валюты тоже в рамках бюджетного правила. Также ЦБ объявил о послаблениях для банков и мерах поддержки их рублёвой и валютной ликвидности. 10 и 13 марта регулятор провёл аукцион репо «тонкой настройки» на 500 млрд рублей и увеличил лимит операций «валютный своп» до 5 млрд долларов.
На днях Центробанк запустил специальный раздел на своём сайте, где обновляется информация о принимаемых мерах.
Напомним, к утру 9 марта мировые рынки обвалились рекрдно с 1991 года. Нефть подошла к 30 долларам за баррель, доллар подскочил до 77-78 рублей, евро – до 87-88. В последующие дни значения немного снизились – на 2-3 рубля.
Но не всё так оптимистично, говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев. Центробанк в состоянии спасти банки и финансовую систему, но не в силах спасти реальную экономику. Согласно свежему обзору самого ЦБ о рисках финансовых рынков за период с 21 февраля по 6 марта, РФ реагировала на внешние вызовы хуже остальных 18 развивающихся стран.
Хотя финансовая система РФ защищена золотовалютными резервами, низкой инфляцией и возможностями стабилизировать рубль, на реальную экономику это не окажет ключевого воздействия, полагает Деев. Россия – неотъемлемая часть мировых производственных цепей, наша экономика неизбежно пострадает от коронавируса, падения нефти, рубля и других активов. Отскок рубля на прошлой неделе эксперт считает явлением ситуативным.
Центробанк делает, что возможно. Но о снижении ключевой ставки уже речи не идёт, скорее наоборот. Вероятное повышение не будет резким, как в 2014-м. Максимум – на 0,5-1,5%, полагает финансовый аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека. Если доллар начнёт подбираться к ста рублям, ставку могут поднять и на 14%, считает председатель правления банка «Фридом Финанс» Геннадий Салыч. И всё же это маловероятный сценарий: скорее всего, будет достаточно отменить снижение ставок и заявить о готовности их повышать.
Опровергает кризис первый вице-премьер Андрей Белоусов. На Россию пришёлся удар коронавируса и низкой нефти одновременно, но меры иностранных государств для РФ не подойдут: велик риск резкого обвала рубля. Белоусов пообещал поддержку туризму, авиаперевозкам, строительству и иным уязвимым секторам.
Глава Счётной палаты Аексей Кудрин не исключил кризис и заметил, что помощь государства может потребоваться не только целым отраслям, но и регионам.
Кабмин во главе с Михаилом Мишустиным анонсировал ряд мер по преодолению издержек падения цен на нефть и коронавируса. Среди обещанного: поддержка малого и среднего бизнеса, налоговые каникулы, адресная помощь, выплата пенсий и зарплат авансом и т.д.
13 марта о вхождении России в финансовый кризис заявило АКРА. Аналитики, между тем, предупреждают о повышении цен на импорт, достанется и российским товарам: в их ценник «вшиты» иностранные составляющие.