Чарльз Дарвин говорил, что настоящий джентльмен не может не быть орнитологом. И это объяснимо: в Европе традиция наблюдения за птицами — бёрдинг — насчитывает несколько сотен лет. Причем изначально это было массовым увлечением, так что в скрижалях истории даже не сохранилось имя первого бёрдера. Однако доподлинно известно, что поблагодарить за появление бёрдинга можно охотников.
«Европа — не такая уж большая, поэтому, когда перебили все, на что можно было охотиться, люди задумались: что же дальше? И все силы направили на сохранение видов, близких к исчезновению. Стали не стрелять и поедать, а сохранять и наблюдать», — объясняет Юлия Горелова, председатель совета московского «Союза охраны птиц России». Вместе с коллегами, профессиональными орнитологами, она около 10 лет пропагандирует бёрдинг в России. Сегодня отечественных бёрдеров, конечно, больше, чем пальцев на руках, однако плотностью их ряды отличаются только в столице. Здесь наблюдением за птицами не в зоосадах, а в естественных условиях обитания увлечены несколько сотен человек.
«Неорганизованных бёрдеров — людей, которые любят наблюдать за пернатыми, но делают это от случая к случаю, в несколько раз больше, — рассказывает Юлия. — Недавно на соревнованиях ко мне подошла женщина и показала фотографию, которую сделала сама. Мы подробно объяснили, какой это вид, где встречается, показали описание в специальных определителях пернатых. Женщина настолько увлеклась, что пообещала набрать команду и поучаствовать в следующих состязаниях».
Чтобы стать профессиональным бёрдером, нужно для начала подобрать оптику. Выбор модели бинокля — дело индивидуальное. Хорошо если он будет давать увеличение от 8 до 12 крат. Можно также использовать подзорную трубу на штативе.
От Юлии Гореловой и Вадима Авданина, президента клуба спортивных орнитологов «Птицы и люди», я получила бинокль, чтобы хотя бы на полчаса почувствовать себя настоящим бёрдером. Благо дело было в парке «Серебряный Бор», где живность летала, парила и плавала.
«Обратите внимание — на сосне сидят голуби, — с ходу проводит ликбез Вадим Олегович. — В моем детстве в столице единственным местом, где голуби облюбовали деревья, был магазин „Букинист“ на Лубянке по соседству с памятником Ивану Федорову. Сейчас голуби практически по всей Москве научились садиться на деревья. Хотя для сизых голубей это нетипично: они птицы горного ландшафта, им привычнее коротать время на скалах. Как видите, со временем они приспособились к городской жизни».
Данные о своих наблюдениях многие бёрдеры заносят в дневники наблюдений, но это необязательно, главное — ведение специальных лайф-листов. В них записывается информация обо всех увиденных когда-либо птицах, причем любых, не обязательно редких. За экзотическими видами пернатых по всему миру гоняются только продвинутые бёрдеры. В их лайф-листах имеются данные о 4-5 тысячах видов птиц. Чтобы не ошибиться, у каждого бёрдера под рукой полевой определитель птиц с подробным описанием видов.
Наблюдать пернатых можно не только в лесу, но даже из окна квартиры. «У меня бинокль всегда на кухне лежит на подоконнике, — говорит Юлия Горелова. — Кстати, когда мы проводили массовые акции, например, весной просили сообщать о поющих соловьях, зимой вместе с горожанами считали свиристелей и снегирей, нам очень часто звонили инвалиды. Они с большим желанием наблюдали за птицами».
«За границей бёрдеров довольно часто привлекают для проведения научных исследований, — рассказывает Авданин. — Например, необходимо посчитать определенный вид пернатых, при этом точно знать, как и где он распространен. Что делают европейские орнитологи? Они ставят под ружье бёрдеров, которых море, и те на свои собственные средства колесят по городам и весям, с удовольствием считают птиц и сообщают о результатах, ощущая значимость своей работы. У нас в России профессиональных орнитологов больше, чем во всех европейских странах вместе взятых, но, учитывая масштабы нашей страны, ничего подобного они ни разу не смогли провести».
Все потому, что бёрдинг в России развивается на голом энтузиазме, на Западе — по-другому. Там на ура идут атрибуты бёрдинга: видео-, фототехника, внедорожники. Процветает экологический туризм. Таким образом, бёрдинг стимулирует развитие бизнеса, поэтому в его пропаганде заинтересовано правительство. Например, в Америке за развитие и состояние массовой орнитологии отвечает Служба охраны рыбных ресурсов и диких животных, которая, кстати, относится к Министерству внутренних дел США.
Однако отечественные бёрдеры не унывают, время от времени они проводят турниры, и очень часто на такие соревнования приходят семьями. Причем для отечественных бёрдеров главное не призы и награды, а умение видеть и слышать пернатых. Этому учатся всю жизнь.