Постепенно Европа, больше других регионов пострадавшая от коронавируса, начинает возвращаться к нормальной жизни. Но будет ли эта жизнь такой же, как и до эпидемии? Очевидно, что до появления вакцины людям придется как минимум соблюдать социальную дистанцию, усиленные меры гигиены. Все это отразится на работе промышленности, торговли, сферы услуг. Конвейеры станут ползти медленнее (рабочих будет меньше), пропускная способность ресторанов, парикмахерских, банков и прочих контор сократится. Часть школьников и студентов придется переводить на удаленку.
Если финансисты, чиновники и работающие с населением структуры уже давно переходят в онлайн (коронавирус ускорил этот процесс), то традиционные рестораны в Сеть не запихнешь. Так может, ради безопасности и сохранения окружающей среды от некоторых ресторанов, клубов, увеселительных услуг отказаться? В пользу, например, занятий физкультурой или самообразования, опять же удаленного? Выпивать и закусывать с друзьями, как показали карантинные будни, можно и онлайн.
Ответ на этот вопрос уже косвенно дал Китай, возвращающийся к тому, что в Поднебесной называют «новой нормальностью». Этот термин перенимают и европейцы. Китайцы, обожающие шумные походы компаниями в рестораны, привыкнув за время пандемии к обслуживанию на дому, сохранили новую привычку. Последние статданные показывают, что объем услуг курьерской доставки еды в Китае вырос на 80% — и пока не снижается.
В целом интернет и все, что с ним связано, стал сферой, получившей дополнительный импульс от коронакризиса. Бурно развиваются платформы, предоставляющие удаленные сервисы для различных бизнесов, растут блокчейн и виртуальные валюты. Здесь тоже пример показал Китай, только что запустивший первый официальный национальный биткойн. Говорят, что европейцы, сидя на карантине, тоже задумались над такой перспективой.
Впрочем, интернет явил и новую угрозу — тотальной слежки. Многих напугало навязчивое предложение: сообщите мне все свои личные данные, а я дам вам пропуск, а заодно для вашей же безопасности послежу за вами. Но программисты тоже зря не тратили время. Появились революционные технологии защиты анонимности пользователя (продвинутые VPN), которые исключают контроль «Большого Брата» и снимают страхи радетелей личной свободы.
А в офлайне тоже новейшие веяния. Например, в Италии намечается возрождение заброшенных деревень. Народ во время пандемии бросился из городов, спасаясь от коронавируса и грядущей жары. Местные архитекторы, идя навстречу пожеланиям общественности, тут же предложили новые концепции в стиле современных деревенских кондоминиумов и экотуризма. Здесь все: работа, отдых, общение, комфорт. И нет такой скученности, как в городах. Вот бы и нам взять на вооружение эту идею, разгрузив перенаселенные мегаполисы! Широка ведь страна родная (в отличие от Италии). Если осознать, что человек живет в мире, где хозяйничают вирусы, такая перспектива покажется не совсем фантастичной.
Тем временем специалисты возвестили очередной взлет биотехнологий, биохимии, генетики. Еще бы: золотой дождь окропит не только лаборатории по разработке вакцин. Нынешнее мясо из растений пока дорого. Но это дело времени и денег. Очень кстати в Китае вышел закон, запрещающий торговлю и использование в пищу диких животных. Рынок в 27 млрд долларов надо будет чем-то заполнять. Летучие мыши из кукурузы — это и питательно, и не так опасно.
Вообще китайцы, которые не унывают во время кризиса, а смотрят в будущее, первыми ощутили главную прелесть карантина: воздух в Поднебесной стал в несколько раз чище. Смог рассеялся даже в перенаселенных людьми и машинами крупнейших городах: Чэнду, Шанхае, Пекине, да и в том же Ухане, где, между прочим, живет народу больше, чем в Москве, и машин там тоже больше. Китайцам это так понравилось, что привело к подобию дискуссии в прессе на тему: а не стоит ли продолжить в таком же духе? Разумно почистив атмосферу, мы сэкономим на здравоохранении...
Спор, впрочем, быстро утих: развиваться надо. Однако светлые головы напомнили, что остановка производств накануне Олимпиады 2008 года в Пекине обернулась заметным снижением смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Теперь там усиленно думают о том, как дать дополнительный толчок чистой энергии. И вот Китай, который традиционно жег уголь, усиленно закупает газ по снизившейся цене (в том числе в России) и в разгар эпидемии открыл собственное гигантское месторождение голубого топлива. Параллельно КНР — мировой лидер по производству энергии из альтернативных источников — срочно расширяет программы строительства ветряных и солнечных электростанций.
Да что там Китай! США — ярый противник Парижского соглашения по климату и ограничений всяческих загрязнений — сократили эти выбросы в атмосферу чуть ли не вдвое. Нужда заставила. Трудно представить, чтобы американцы отказались от гигантских джипов, но и там появляются голоса в пользу чистого образа производства и жизни. Мол, здоровье дороже ВВП! Этот модерновый карантинный лозунг в оправдание ограничений перекликается с мыслью, звучавшей и в докоронавирусную эпоху: безудержным ростом производства и потребления человечество роет себе могилу. А пандемия показала: можно жить скромнее, но дышать глубже. Идея сбережения ресурсов в замкнутой по определению среде выглядит куда как актуально. Но тут многое будет зависеть не только от элит, но и от homo sapiens. Говорят, в условиях пандемии утихла даже шведская экоактивистка Грета Тунберг и вернулась в школу. Но захочет ли средний обыватель, обычно живущий одним днем, посмотреть в свое будущее, ужаснуться и изменить привычки?